Сильный ветер выдувает мысли из головы. Из
оставшихся – только о холоде. Может, не ходить никуда? Как не хочется… Надо,
надо… Эх, всё время что-то надо. Ладно, хотя бы зайду – узнаю время работы
выставки.
Интересно, что сейчас показывают в «Рекорде»? Афиши,
афиши… Так, Виктория Лагутина, выставка картин. Мм, московская художница. «…Я
использовала различную технику и цветовую гамму красок, чтобы попытаться
передать любовь и красоту жизни». Всё ясно, идём дальше. О, в течение двух
месяцев будут показывать фильмы Александра Сокурова, здорово, надо обязательно
посмотреть. Ну, а где же про эту выставку, что там – работы современных финских
фотографов…Что ж, пойду, спрошу.
Так, музыкальные фильмы, опять Лагутина, Сокуров,
фотовыставка Н.Середы «Узницы АЛЖИРа»… Где же эти
финны, неужели выставка закрылась? - (в душе затаилась надежда)
«Здравствуйте. Здесь должна проходить фотовыставка
финского андеграунда, не подскажете, она ещё действует?»
Пожилая, скромно одетая женщина с умным,
располагающим лицом, приветливо улыбнулась.
«Вы знаете,- сказала она, подходя ко мне,-
экспозиция ещё работает. Она проходит здесь – на первом этаже; к сожалению,
сейчас у нас мероприятие, которое не позволяет её посмотреть».
Да, там действительно проходило «мероприятие».
Через приоткрытую в фойе дверь были видны накрытые столы, возле которых
толпились нарядно одетые мужчины и женщины. Было очевидно, что у людей
праздник. Понятно, что ни о каком просмотре не могло быть и речи.
«Но у нас проходит ещё одна выставка. На втором
этаже демонстрируются работы московской художницы Виктории Лагутиной.
Посмотрите, пожалуйста», - улыбнулась женщина. Она сказала это так просто, по-родному, что я,
не раздумывая, направилась на второй этаж.
В зале была всего одна пара, да и та скоро ушла. Я
осталась одна. Почему-то не было электрического освещения, только дневной свет
из высоко расположенных окон. Поначалу это слегка раздражало, но потом я
привыкла и переключилась на картины.
Как интересно… Да, всё моё уличное недовольство как
рукой сняло. Неяркий свет, тишина, безлюдность незаметно отогрели эмоции,
мысли, погрузили в атмосферу мягкой
сосредоточенности, какого-то внутреннего комфорта.
В зале висят 16 работ, все – холст, масло, и
буквально только пара картин на бумаге. Что ж, пойду по кругу… «Венеция».
Насыщенный цвет, уверенная рука; да, вообще-то неплохо. «Солистка балета».
Хрупкая девушка сидит на полу, обхватив руками колено и склонив к нему голову.
Вся фигура девушки, черты лица, тонкие пальцы чётко очерчены. Поза, взгляд как
бы разговаривают с нами. Надо сказать, что практически все работы,
представленные здесь, наполнены каким-то особым ощущением позы. Всё это -
женские портреты, непохожие друг на друга. Но их объединяет неповторимая
чувственность, изысканный аромат, если можно так выразиться. Прихотливые изгибы
линий, характерный поворот головы, непременно «солирующая» шея и пальцы…
Тонкие, длинные, они просто завораживают вас. Что удивительно, почти на каждой
даме шляпка. Просто модницы какие-то! «Завтрак с чашкой кофе», «Портрет в
полдень», «Мечты», «Зной лета» наполнены необыкновенным шармом. Особенно
понравилась мне картина «Балкон». Опираясь на красивую чугунную решётку балкона
тонкими нежными пальцами, стоит юная девушка. На ней лёгкое розовое платье на
тонких бретелях и красная шляпка. Какая-то нежная простота и застенчивость
читается в опущенном взоре. Даже не хочется отходить от картины, так бы и
стояла… Завершается экспозиция испанским трио: «Коррида» и «Фламенко» из серии
«Испанская баллада» и натюрморт «Керамика Испании». К слову сказать, Виктория
Лагутина окончила именно факультет керамики в Абрамцевском
художественно-промышленном училище им. Васнецова. Что касается картин на
испанскую тему, здесь наблюдается особая техника и конечно эмоция красок, поз,
движения.
В хорошем настроении я спустилась вниз. Там уже всё
закончилось, и поэтому можно было беспрепятственно осмотреть финскую
фотовыставку. Эстетику ощущений, конечно, не сравнить. Вдоль одной стены висят
девять огромных фотографий. Пусть они и хорошего качества, но явно не
качественного содержания. Какие-то разрисованные длинноволосые рокеры,
«сомнительного» вида девицы…. После изысканных дам, очаровательной и очаровывающей девушки с «Балкона» глаза
отказываются смотреть на ярко накрашенных малолеток с непонятным цветом волос и
«рваной» стрижкой, у которых на шее ошейник с шипами. И вся эта композиция
называется «Закат». Да эти девушки и есть закат!
В экспозиции, наряду с фотографиями попроще («Мальчик
из Сыктывкара», «Флаги», «Барабанщик»), где изображены обычные подростки, без экстрима, есть и изыски. К примеру, «Противогаз»: изображён
длинноволосый упитанный мужчина в противогазе, в руках патронташ. Через стёкла
противогаза на нас нацелен недобрый, издевательский взгляд. А что может быть доброго в
фотографиях с названиями «Зло не умрёт» или «Ад в тебе»? «Слеза» - работа,
показавшаяся мне особенно интересной. На фотографии по пояс изображён лысый
мужчина в кожаной куртке; он стоит на фоне вечернего неба. Лицо его обильно
покрыто белой пудрой, а из правого глаза стекает слеза. Дорожка от этой слезы
показывает обычный цвет кожи, но на фоне нарочито белого лица слеза кажется нам
красной. И всё это вкупе с ясными голубыми глазами. Такой вот интересный эффект
кровавой слезы.
Что ж, я была очень рада, что фотографий оказалось
немного, а потому задерживаться не стала. На улице к сильному ветру
присоединился мелкий противный дождик. Повыше поднимая воротник, я задумалась
об увиденном сегодня. Как всё-таки по-разному люди воплощают в творчестве своё
ощущение жизни. Нынешние декаденты в ошейниках и браслетах с шипами с их
скрытой, а иногда и явной агрессией, и обычная женщина, пытающаяся «…передать
любовь и красоту жизни». Как это возможно совместить?..
Идя мимо незамеченной ранее афиши В.Лагутиной, я
вдруг осознала, что смотрю на неё уже совсем другими глазами. Странно, ведь
поначалу она не произвела никакого впечатления, и у меня не возникло желания
посмотреть выставку. А теперь воспоминание о её работах навеяло тёплые, нежные
чувства. Да, удивительно…. Мы ведь часто проходим мимо анонсов, афиш даже не
задумываясь, что за их названиями стоит целый мир людей, образов, мыслей. Как
много мы теряем, не успевая в спешке задуматься об этом. Спешка, спешка… Всё время
бежим, торопимся….
Наталья Рыжакова
|