Осенний марафон гастролей в нижегородских театрах движется к
финалу. И, как водится, в точке «золотого сечения» положено быть кульминации. Один
из пиков – приезд московского театра «Школа современной пьесы» с 21 по 23
сентября в нижегородский театр «Комедiя».
Традиционные осенние гастроли крупных московских театров на
площадку «Комедiи», которые вот уже который год поддерживаются
администрацией города и «Альфа-банком», в этом сезоне
материализовались в виде одного из самых динамично развивающихся «в ногу со
временем» театров столицы. Более того, современность, актуальность и
эксперимент являются своеобразной «визитной карточкой» приехавшего коллектива и
непременными условиями для постановки пьес.
Театр «Школа современной пьесы» привез в Нижний три спектакля:
«Чайка. Настоящая оперетка» по Чехову, «А чой-то ты
во фраке» - тоже по Чехову и «Город» Е.Гришковца. К
числу знаковых для «Школы» актеров относятся Ирина Алферова и Альберт Филозов, чей приезд и обещание показать их в парном
спектакле «Пришел мужчина к женщине» привлекли толпы нижегородских поклонников.
К сожалению и явному разочарованию этих толп, спектакль не был показан. И хотя
причина была вполне объективной (думаю, все слышали про несчастье, случившееся
с Филозовым), спектакль, привезенный на замену,
впечатления не произвел. Правда, несколько утешило опечаленных почитателей
таланта Филозова обещание, данное художественным
руководителем театра Иосифом Райхельгаузом, – привезти
этот спектакль, когда Альберт Леонидович вернется на сцену.
А пока… одна из трех «школьных» «Чаек» прилетела в «Комедiю».
"Чайка. Современная оперетка" - транскрипция в облегченный жанр пьесы
Чехова. Как бы хотелось сказать сакраментальную фразу «Все мы помним
классически-неувядаемую комедию Антона Павловича»! Увы, для подобного
утверждения нет оснований: чтобы воспринять двойной слой насмешки над
театральными условностями, нужно было знать основной сюжет пьесы. Половина
зала, видимо, не знала, если судить по многочисленным жалобам на запутанность и
невнятность происходящего на сцене.
Чеховская «Чайка» в привезенной оперетке – лишь повод для улыбки.
Сам жанр настраивает на легковесность, а между тем проблемы, которые поднимает
эта пьеска – отнюдь не легковесны. И нужно быть очень тонким режиссером, чтобы
пройти по лезвию бритвы между облегченным восприятием и осознанием
действительного содержания: ведь как часто мы уже видели прецеденты, когда
классический образец, теряя смысл, превращается в китч. К достоинствам
«Чайки-оперетки» следует отнести то, что зрители, желающие обрести смысл, могли
его найти – в хороших стихах известного и любимого нижегородцами Вадима Жука, в
многочисленных аллюзиях и отсылках, во множестве ярких режиссерских находок. Те
же, кто не искал, остался при внешней пышности и радовался появлению на сцене
Ирины Алферовой: это счастье нам оставили.
Отдельно о пении. Оперетка всё-таки, все поют. Все - это драматические актеры,
пением специально не занимавшиеся. Некоторые - хорошо (Анжелика
Волчкова, например, хотя голос у нее не
академический, слегка разбитной), некоторые - сумели из никакого голоса сделать
интересный (тот же Владимир Качан или Ольга Гусилетова). Некоторые - просто плохо. Без уточнений.
Как сказал на пресс-конференции Иосиф Райхельгауз,
«Школа современной пьесы» - единственный театр, где удалась постановка пьесы
Евгения Гришковца без участия автора. Удалась, в
смысле, пользуется успехом. В собственном помещении «Школы» «Город» ставят в
особом расположении зрительного зала, где действующие герои вольно
располагаются среди зрителей, отличаясь от них лишь «высотным» положением – разделенность и удаленность людей в урбанизированном мире в
спектакле символизируют стремянки, на которые взгромождаются герои, чтобы
пообщаться друг с другом. Смоделировать нечто подобное в «Комедiи» удалось, посадив
часть зрителей на сцену, лицом к остальному залу. А между двумя этими
наблюдающими флангами, на узкой полосе оставшегося жизненного пространства (что
вполне отвечает эстетике Города), на своих насестах разыгрывали драму
непонимания актеры.
«Город» - действительно современная и актуальная пьеса. Настолько
современная, что в разговорах по мобильнику нетрудно
узнать себя – вечно спешащего, всегда опаздывающего, не задумывающегося над
происходящим настолько, что чужая рефлексия вызывает недоумение. И настолько
актуальная, что невольно задумаешься, что будет с этой пьесой лет через десять,
когда и формы общения будут другими, и анекдоты эти уже не будут вызывать
улыбку. Впрочем, «балалайка», которую виртуозно воспроизвел Саид Багов, останется востребованной всегда, как пример личного
мастерства актера.
«Город» - удивительная пьеса без начала и конца, без
обязательного в классической драматургии «процесса с результатом», ибо каждый
волен по-своему отвечать себе на вопрос – что же будет дальше с главным героем,
ищущим потерянный смысл жизни. И каждый должен будет на него ответить, потому
что все мы живем в Городе.
Алина Лирина
|