на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Кто ищет – тот найдет

Кто ищет – тот найдет

Осенний марафон гастролей в нижегородских театрах движется к финалу. И, как водится, в точке «золотого сечения» положено быть кульминации. Один из пиков – приезд московского театра «Школа современной пьесы» с 21 по 23 сентября в нижегородский театр «Комедiя».

Традиционные осенние гастроли крупных московских театров на площадку «Комедiи», которые вот уже который год поддерживаются администрацией города и «Альфа-банком», в этом сезоне материализовались в виде одного из самых динамично развивающихся «в ногу со временем» театров столицы. Более того, современность, актуальность и эксперимент являются своеобразной «визитной карточкой» приехавшего коллектива и непременными условиями для постановки пьес.

Театр «Школа современной пьесы» привез в Нижний три спектакля: «Чайка. Настоящая оперетка» по Чехову, «А чой-то ты во фраке» - тоже по Чехову и «Город» Е.Гришковца. К числу знаковых для «Школы» актеров относятся Ирина Алферова и Альберт Филозов, чей приезд и обещание показать их в парном спектакле «Пришел мужчина к женщине» привлекли толпы нижегородских поклонников. К сожалению и явному разочарованию этих толп, спектакль не был показан. И хотя причина была вполне объективной (думаю, все слышали про несчастье, случившееся с Филозовым), спектакль, привезенный на замену, впечатления не произвел. Правда, несколько утешило опечаленных почитателей таланта Филозова обещание, данное художественным руководителем театра Иосифом Райхельгаузом, – привезти этот спектакль, когда Альберт Леонидович вернется на сцену.

А пока… одна из трех «школьных» «Чаек» прилетела в «Комедiю». "Чайка. Современная оперетка" - транскрипция в облегченный жанр пьесы Чехова. Как бы хотелось сказать сакраментальную фразу «Все мы помним классически-неувядаемую комедию Антона Павловича»! Увы, для подобного утверждения нет оснований: чтобы воспринять двойной слой насмешки над театральными условностями, нужно было знать основной сюжет пьесы. Половина зала, видимо, не знала, если судить по многочисленным жалобам на запутанность и невнятность происходящего на сцене.

Чеховская «Чайка» в привезенной оперетке – лишь повод для улыбки. Сам жанр настраивает на легковесность, а между тем проблемы, которые поднимает эта пьеска – отнюдь не легковесны. И нужно быть очень тонким режиссером, чтобы пройти по лезвию бритвы между облегченным восприятием и осознанием действительного содержания: ведь как часто мы уже видели прецеденты, когда классический образец, теряя смысл, превращается в китч. К достоинствам «Чайки-оперетки» следует отнести то, что зрители, желающие обрести смысл, могли его найти – в хороших стихах известного и любимого нижегородцами Вадима Жука, в многочисленных аллюзиях и отсылках, во множестве ярких режиссерских находок. Те же, кто не искал, остался при внешней пышности и радовался появлению на сцене Ирины Алферовой: это счастье нам оставили.
Отдельно о пении. Оперетка всё-таки, все поют. Все - это драматические актеры, пением специально не занимавшиеся. Некоторые - хорошо (Анжелика Волчкова, например, хотя голос у нее не академический, слегка разбитной), некоторые - сумели из никакого голоса сделать интересный (тот же Владимир Качан или Ольга Гусилетова). Некоторые - просто плохо. Без уточнений.

Как сказал на пресс-конференции Иосиф Райхельгауз, «Школа современной пьесы» - единственный театр, где удалась постановка пьесы Евгения Гришковца без участия автора. Удалась, в смысле, пользуется успехом. В собственном помещении «Школы» «Город» ставят в особом расположении зрительного зала, где действующие герои вольно располагаются среди зрителей, отличаясь от них лишь «высотным» положением – разделенность и удаленность людей в урбанизированном мире в спектакле символизируют стремянки, на которые взгромождаются герои, чтобы пообщаться друг с другом. Смоделировать нечто подобное в «Комедiи» удалось, посадив часть зрителей на сцену, лицом к остальному залу. А между двумя этими наблюдающими флангами, на узкой полосе оставшегося жизненного пространства (что вполне отвечает эстетике Города), на своих насестах разыгрывали драму непонимания актеры.

«Город» - действительно современная и актуальная пьеса. Настолько современная, что в разговорах по мобильнику нетрудно узнать себя – вечно спешащего, всегда опаздывающего, не задумывающегося над происходящим настолько, что чужая рефлексия вызывает недоумение. И настолько актуальная, что невольно задумаешься, что будет с этой пьесой лет через десять, когда и формы общения будут другими, и анекдоты эти уже не будут вызывать улыбку. Впрочем, «балалайка», которую виртуозно воспроизвел Саид Багов, останется востребованной всегда, как пример личного мастерства актера.

 

«Город» - удивительная пьеса без начала и конца, без обязательного в классической драматургии «процесса с результатом», ибо каждый волен по-своему отвечать себе на вопрос – что же будет дальше с главным героем, ищущим потерянный смысл жизни. И каждый должен будет на него ответить, потому что все мы живем в Городе.

 

 

Алина Лирина

 

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт