на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Два Шостаковича и Мацуев на десерт

8 и 9 июля, в продолжение программы Сахаровского фестиваля, посвященной 100-летию со дня рождения Д.Д.Шостаковича, состоялись концерты, в которых прозвучала музыка классика советской эпохи.

В камерном концерте 8 июля поклонники творчества квартета им. Бородина услышали в их исполнении знаменитый Квинтет. Как всегда, звучание ансамбля покоряло строгостью, выдержанностью, точностью эмоциональных характеристик и той гениальной простотой, которая дается лишь настоящим мастерам. Партию фортепиано с большим обаянием и тактом исполнила Людмила Берлинская. Во втором отделении концерта прозвучал вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» в исполнении солистов центра оперного пения Галины Вишневской. Сильные, яркие голоса Натальи Бобровой (сопрано) и Оксаны Корниевской (меццо-сопрано) очень удачно передавали особую экспрессивность шостаковического цикла. Сцепившись руками, как сиамские близнецы, чтобы чувствовать дыхание друг друга, они не пели, а плакали в голос о судьбе еврейского народа в годы беззакония. Подлинным гражданским мужеством обладал Шостакович, написавший музыку на слова «Врачами станут наши сыновья» (финальная часть цикла, «Счастье») в те годы, когда только недавно отгремело трагическое «дело врачей». Мужскую партию в цикле исполнял Олег Долгов. Помимо отличного вокала, стоит отметить крайне внятное произношение, что для многих вокалистов является мечтой недостижимой. Согласитесь, когда слышно каждое слово, то содержание произведения доходит до сердец слушателей гораздо быстрее.

Концерт 9 июля, напротив, отличался размахом: оркестр филармонии, эпические симфонические полотна Шостаковича – музыка к к/ф «Гамлет», Одиннадцатая симфония, обрамляющие «Главный приз», из-за которого в зале был аншлаг, Концерт № 1 для фортепиано и трубы с оркестром, где солировали Денис Мацуев и Сергей Накаряков – артисты, не нуждающиеся в особом представлении. «Концерт» ярким цирковым контрастом врезался в сознание, потрясенное глубочайшими по силе трагической патетики образами «Гамлета». Фантастические россыпи пассажей, которые с легкой небрежностью, как бы между делом, жуя жвачку, дарил Мацуев, звонкие и мягкие, ювелирные по точности и совершенные по красоте фразы трубы, извлекаемые Накаряковым, привели зал в состояние экстаза. Нижегородцы не соглашались отпускать любимых артистов, и на бис прозвучал романс Чайковского «Нет, только тот, кто знал» в переложении для трубы и фортепиано. Здесь даже феерический Денис притих и задумчиво аккомпанировал удивительному по глубине и мягкости, почти человеческому голосу трубы Накарякова. Последним ударом, после которого зал в буквальном смысле слова «встал на уши», стало соло Мацуева («В пещере горного короля» Грига). Доведя нарастание силы звука до пределов возможностей рояля, Денис попрощался финальным глиссандо и умчался с концерта на лимузине – вероятно, на следующий концерт.  После такого шоу многие слушатели были просто не в состоянии воспринять пустое пространство «Дворцовой площади» (1 часть Одиннадцатой симфонии) и ушли. В наполовину опустевшем зале напоминанием о кровавых событиях 1905 года звучало одно из самых сильных произведений Шостаковича, посвященных истории родной страны. И думалось после концерта, что Шостакович велик во всех своих проявлениях, и в смехе, и в скорби, но все же по силе трагического обобщения нет ему равных, и я, вероятно, предпочту «Гамлета» Первому концерту, пусть даже и с Д.Мацуевым в качестве солиста.

Анастасия Лямина

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт