Сахаровский фестиваль – проект глобальный, и в
числе прочих его целей наверняка значится «открытие новых звезд нижегородского
музыкального небосклона». На каждый Сахаровский обязательно приглашаются
исполнители, еще ни разу в нашем городе не бывшие – и, как правило, хорошие.
Вот и 5 июля нижегородцам был представлен молодой венгерский квартет «Аккорд».
Участники его – выпускники Будапештской академии музыки, всем им не более 23
лет, но все они показали себя яркими, уже полностью состоявшимися музыкантами.
Это Петер Мезе (скрипка), Чонгор
Вер (скрипка), Петер Кондор (альт) и Матьяш Эльвети (виолончель).
Камерный состав ансамбля был приведен в
классическое соответствие с уютной камерной, почти домашней обстановкой Белого
зала Ленинской библиотеки. Венгерская составляющая была подтверждена не только
национальностью выступающих музыкантов, но и выставкой графики Мартона Такача на стенах зала,
коллекцией книг о Венгрии из фондов библиотеки и присутствием в зале Посла этой
маленькой удивительной страны.
В программе вечера значились два квартета Бартока и один, «на закуску» - Бетховена. Неудивительно,
что таким образом «сервированный стол» привлек в зал истинных гурманов: нужно
действительно знать и ценить особую атмосферу внутреннего общения четырех
музыкантов, чтобы получить настоящее, высокое наслаждение и удовольствие от
непростой музыки Бартока, от глубокой и разнообразной
камерной лирики Бетховена.
Сыгранные в первом отделении Второй и Третий
квартеты знаменитого венгерского композитора Белы Бартока
рассказали нам то, что потом, в беседе за кулисами, музыканты с удовольствием
подтвердили: этот композитор – один из любимейших ими. Вряд ли стоит этому удивляться:
кто может глубже понять музыкальное произведение, как не
музыкант-соотечественник, знающий самую суть того, что вдохновляло творца, а
тем более такого творца, как Барток, чья музыка
является средоточием всего самого народного, глубинно-венгерского. Четверо молодых парней играли эту музыку с
таким молодым задором, вдохновением и точностью, которые заставляли
прислушиваться к музыке с особым вниманием, которые заставляли верить, что эта
музыка должна звучать именно так.
К слову, исполнение Бетховена было не столь
убедительно – при сохранении удивительной слаженности ансамбля, верности
внутренней, эмоциональной интонации – «внешняя» интонационная точность иногда
страдала. Впрочем, это не испортило общего впечатления: в сложном квартетном
жанре четырем венгерским парням удалось самое главное – увлечь за собой
слушателей в мир музыки. И благодарные слушатели не поскупились, подарив им за
это свои сердца, признание и долгие бурные аплодисменты. Настолько долгие, что
музыкантам пришлось, после нескольких выходов на поклон, сесть за пульты еще
раз и сыграть на бис финальную фугу бетховенского квартета – в сумасшедшем
темпе. После чего успех концерта можно с полным правом назвать триумфом
квартета «Аккорд»!
Анастасия Лямина
|