В девять вечера 8 июня в киноцентре «Рекорд»
началась «Ночь короткометражек». Она стала очередным шагом в цепи мероприятий,
цель которых – возрождение «Рекорда» как места, куда стремится зритель и
рождение его как центра культурных событий.
Главными шагами здесь, как мне представляется, все
же являются люди: человеческий фактор определяет всё. Первым шагом в этом
направлении было назначение новым директором киноцентра Павла Милославского,
известного своим неординарным подходом к решению культуртрегерских задач.
Вторым – появление нового арт-директора, Ольги Шайдуллиной
- девушки, наделенной разнообразными талантами, полной энергии и идей. Вот их
совместным детищем и явилась «Ночь».
По сути своей это просто показ короткометражных
фильмов, созданных молодыми немецкими режиссерами. Но «просто показ» не моден
ныне. Тон задает рекламная индустрия, которая и в сфере культуры уже
сформировала стереотип восприятия – «чем ярче, тем лучше». Поэтому были
задействованы несколько факторов привлечения внимания.
Ночь. Друг молодежи, время, когда активизируются
те, для кого, собственно, сняты фильмы. Тусовка. Естественная среда обитания
молодежи, а потому – та желательная среда, которую нужно было создать для
правильного восприятия фильмов. Новизна ощущений! Это – цель тех, кто ночью ищет тусовок. Для
этого показ фильмов стал частью большого проекта «Ночь короткометражек», где
первым пунктом значилась выставка фотографий Алика Якубовича из серии
«Поцелуи». Зрителям была дана возможность любоваться на фотографии почти час,
ибо вторая часть началась лишь в десять часов.
Тем, кто ее дождался, были представлены презентации
девяти короткометражных проектов из самых разных сфер человеческой
деятельности, имеющих большую или меньшую степень приближенности к
искусству. Самые короткометражные стихи
зачитывал Алик Якубович. Самого «короткометражного» композитора, Антона Веберна, в проекте «Звук-вселенная» представляли автор
статьи и Руслан Разгуляев. Самый короткометражный жанр в эстетике спрей-арта - трафарет – представил райтер
Тек, рисуя баллоном на холсте на фоне меланхолически-глубокомысленного текста,
сгенерированного Зеркалом, духом вселенской интеграции. «Открой глаза!» -
такими словами заканчивался их проект «Плексус». А
хотелось бы, чтобы этими словами начиналось многое в сознании каждого из нас.
Проект «Минимаксы» компании «Кродо»
раскрыл историю визиток – короткометражных представлений, Кафе «Café» и ресторан «Квартира 89» представили проект «Фристайл Поваров», где
упомянутые повара сначала чуть не сожгли фортепиано длинными языками пламени, а
потом долго ходили по залу, угощая зрителей получившимся продуктом. Оказалось –
рыба.
Не обошлось и без откровенной рекламы, которая,
конечно, тоже есть не более чем короткометражное представление некоего продукта
некой фирмы, но, право же, без нее было бы лучше. «Минимальная мода» от студии
Анны Дмитриевой и проект «Напейся» от фирмы «Аквариус»
предваряли заключительный танец из спектакля театра «ЖурФикс»
«Фрау Кармен», и на этом программа презентаций себя
исчерпала. Главный эффект,
произведенный такого рода необычным вступлением и «бесплатным» пивом,
заключался в том, что зрители чувствовали себя непринужденно, комментировали
происходящее, и вообще, как говорится, «попали в контекст».
Но все затмили фильмы. В них молодые немецкие режиссеры ищут свой путь, пытаются показать мир
так, как видят его они. Это трудно – очистить свой взгляд от шелухи
обыденности, за чередой стереотипных решений – найти свое, единственное, и
выразить его за 10-15 минут. В чем-то это даже труднее, чем самовыражаться
в полнометражном фильме.
Очаровал первый блок, про
любовь. 5 фильмов – и все очень разные, глубокие, интересные по технике,
смешные и грустные, полные символики и говорящие о простых и всем понятных
вещах: о том, что любовь – это сложно и просто, о том, что ей «все возрасты
покорны», и что в любви важна искренность. Некоторый налет психоделичности
на фильмах вписывался в атмосферу ночного просмотра. Второй блок был, условно
говоря, «о природе», и воспринимался несколько труднее, хотя бы в силу своей
отвлеченности. То и дело уставшие зрители по одному, по двое и целыми
компаниями поднимались с мест и исчезали в ночи. Трудно сказать, кто досмотрел
все до конца и поставил рекорд долгожительства, но спектр впечатлений был
обеспечен всем без исключения.
Анастасия Лямина
|