на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Александр Журбин: "Я вообще не могу позволить себе писать плохо"

Александр Журбин: Я вообще не могу позволить себе писать плохо

Когда Вы в последний раз бывали на творческом вечере какого-нибудь артиста? Что? Очень давно? Ничего удивительного. Этот жанр сейчас становится всё менее и менее востребованным. Причин к тому несколько: во-первых, проводить такие концерты стало нерентабельно, а, во-вторых, герой этого вечера должен быть человеком не "просто приятным", а "приятным во всех отношениях". Фактически – человеком-оркестром – и прекрасным рассказчиком, и слушателем, и певцом, и музыкантом, и шутником, и интеллектуалом… А самое главное – он должен быть уверенным в том, что ему есть о чём рассказать людям. В общем, комплекс всех этих качеств встречается не так уж часто. Поэтому, и творческими встречами мы не избалованы, а ведь так важно порой утолить голод живого общения, острый дефицит которого мы все сейчас испытываем. "А я по-прежнему верю в то, что диалог с публикой – это очень важная часть жизни, - говорил Александр Журбин на пресс-конференции. – И, поскольку я много лет этим занимаюсь, решил сегодня выступить в этом жанре".

Нижегородский Камерный театр был выбран для встречи неслучайно – в ноябре 2005 года на его сцене был поставлен музыкальный детектив Журбина "Мышеловка" (кстати, первый музыкальный детектив в мире) по одноимённому роману Агаты Кристи. За время подготовки спектакля автор первой рок-оперы "Орфей и Эвридика", уже занесённой в Книгу Рекордов Гиннеса, дважды был в Нижнем Новгороде, встречался с труппой и постановочной группой мюзикла. Так что его появление перед нижегородской публикой выглядит вполне логично.

Композитор был главным, но отнюдь не единственным героем вечера. Во-первых, в концерте участвовали артисты Камерного театра Сергей Миндрин, Лада Карионова и Марина Степанова, исполнившие фрагменты из "Мышеловки". Во-вторых, согласно законам жанра, активными участниками творческой встречи стали зрители (зал, к слову, был полон, а концерт прошёл с большим успехом).

В-третьих, (и это был сюрприз!) впервые в нижегородском театре был проведён технически-художественный эксперимент - телемост, соединивший зал Камерного с московской студией. В числе её гостей был Михаил Барщевский - известный адвокат, общественный деятель и постоянный участник телепрограммы "Что? Где? Когда"? Зрители смогли задавать вопросы Барщевскому в реальном времени. Нижегородцев интересовало его музыкальное образование, литературные труды (кроме книг по юриспруденции М. Барщевский написал книгу под названием "Автор" и почти закончил работу "Автор тот же"). Хранитель традиций игры "Что? Где? Когда"? получил приглашение приехать в Камерный театр послушать "Мышеловку". В ответ на это предложение адвокат сказал, что с нашим городом у него связаны самые тёплые ностальгические воспоминания, и он с удовольствием приедет вновь. Выяснилось, что Барщевский неоднократно бывал в Горьком - Нижнем Новгороде во время путешествий на теплоходе. Интересно также, что в планах Нижегородского Камерного театра – постановка нового мюзикла Журбина по рассказу Барщевского "Последняя любовь".

Александр Журбин – один из самых разносторонних творческих людей современной России – композитор, музыкальный психолог, писатель, журналист, продюсер, режиссёр, арт-менеджер, знаток игры "Что? Где? Когда?"… Многое попробовав в жизни, завоевав Америку, несколько раз начиная с нуля, сейчас он считает своим главным делом именно композицию. "Я попробовал себя в самых разных ипостасях – продюсер, журналист, лектор, писатель, да кто угодно. Но в последнее время я стараюсь заниматься только сочинением музыки, и считаю, что это у меня получается лучше всего. Я хочу заниматься любимым делом – сочинять музыку". Его творчество развивалось параллельно в двух направлениях. Одно из них широко известно и любимо: это "лёгкая" музыка – песни, музыка к кинофильмам, среди которых "Эскадрон гусар летучих", "Московская сага", мюзиклы… Другое – менее известное, но не менее важное – это музыка в "серьёзных" жанрах – симфония, соната, концерт, квинтет, кантата и т.д. "Без опыта серьёзной музыки никогда не сочинишь настоящую музыку для людей, но не пошлую, а высокого класса", - говорил композитор в интервью журналу "Итоги" в 2005 году.

Впрочем, такое серьёзное отношение к профессии неудивительно, если вспомнить о музыкальном образовании композитора, которое началось в восемь лет и, по его словам, не закончилось и до сих пор. Журбин окончил Ташкентскую консерваторию по классу виолончели, затем – Российскую Академию Музыки им. Гнесиных по классу композиции и аспирантуру Ленинградской консерватории (его диссертация посвящена симфониям Густава Малера). Среди его учителей были Арам Хачатурян и Сергей Слонимский. Был в его жизни и ещё один, "неофициальный", но самый главный педагог – Дмитрий Шостакович: "Мы, как сказал композитор Эдисон Денисов, сами имеем право выбирать учителей. И я считаю своим учителем Шостаковича, хотя формально я никогда его учеником не был. Я находился под его гигантским его влиянием. Я жил тогда в Петербурге, а он приезжал туда каждое лето. И мы с ним общались, я показывал свою музыку, он делал замечания. Я его считаю основным своим учителем. Шостакович был настолько мощной личностью, что несколько его касаний оставили глубокий след на всем моем творчестве".

Среди наиболее близких себе композиторов Журбин называет Брамса, Рахманинова, Малера, Бернстайна, Вайля, "Битлс". "Независимо от того, что мне присудит история, - пишет он предисловии к своей книге "Композитор, пишущий слова", - я-то сам чувствую себя вполне состоявшимся композитором. Я писал музыку, ориентируясь на высокие классические образцы, пытался так, как делали великие. Я искал родственные натуры, и нашёл их в Бетховене, Брамсе, Рахманинове, Шостаковиче, Верди, Альбане Берге, Курте Вайле, Джордже Гершвине…"

Любимые современные композиторы Журбина – это Алексей Рыбников, Григорий Гладков, Эдуард Артемьев, Владимир Дашкевич. Автор "Орфея и Эвридики" даже создал собственную студию звукозаписи с девизом "Не попса". Там записывается музыка самого Журбина и сочинения его друзей-композиторов. Руководитель студии верит, что для хорошей музыки и хороших стихов найдётся своя аудитория.

Композитор говорит, что не променяет свою профессию ни на какую другую, считает, что очень важно знать своё дело от "А до Я". "Как ни странно покажется, - читаем книге "Композитор, пишущий слова", - я работаю для вечности. И пишу прежде всего для самого себя".

Однажды Александр Журбин сравнил человеческую жизнь с мозаикой, которая складывается из разных геометрических фигур. Продолжая эту мысль, заметим, что, чаще всего, мозаика одного человека не может существовать отдельно от мозаики другого, они переплетаются, складываются в причудливые полифонические узоры. Да и, в конце концов, не в том ли человеческое счастье, чтобы, работая над стёклышками своего витража, не допускать брака и фальши и делать ярче и светлее открывающийся вид всем тем, с кем твоя мозаика соприкасается?

Анна Фортунова

Использованы фрагменты книги Александра Журбина

"Композитор, пишущий слова", а так же интервью с А. Журбиным разных лет.

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт