Парадоксальный жанр – опера. Приходишь в театр и с удивлением
наблюдаешь, как смертельно больная героиня бойцовским голосом распевает свою
последнюю арию, как герои в диалоге бесконечно повторяют одинаковые фразы… Эти
неестественные всплески рук, вздохи, гримасы в попытке выразить страдание,
любовь и ненависть... Впрочем, все это относится к так называемым "оперным
штампам". Но, вместе с тем, опера – это один из самых удивительных жанров:
может ли какое-либо музыкальное произведение соперничать с оперой по количеству
прекраснейшей музыки, рисующей человеческие чувства.
Спор об опере в каждую эпоху возникал с новой
силой. Этот жанр то исчезает, то оживает. Классические оперы и сейчас находят
своих почитателей, а как обстоит дело с оперой современной: обращаются ли к
этому жанру современные композиторы, готова ли публика к восприятию новых
произведений?
Недавно в Нижнем
Новгороде появились афиши с названием оперы "Театральный разъезд"
и интригующим эпиграфом – "…Стать артистом, или никогда не пойду в театр".
Оперу написала студентка пятого курса консерватории
Ольга Шайдуллина по
мотивам произведений Гоголя, а поставил ее режиссер Владимир Агабабов. В
спектакле были задействованы студенты первого курса вокального отделения
консерватории и оркестр "Солисты Нижнего Новгорода" (дирижер –
Евгений Кирилов).
Опера была написана на для конкурса, объявленного
Мариинским театром и Академией молодого певца. Ольга Шайдуллина
оказалась в числе десяти молодых композиторов, приглашенных для участия в
конкурсе, и получила диплом.
- Оля, четыре месяца
– очень короткий срок для написания оперы, как тебе это удалось?
– Действительно, было очень сложно, так как прежде
чем писать музыку, я очень долго обдумываю все детали. Чтобы успеть к сроку, я
установила себе режим: каждый день в одиннадцать утра и в восемь часов вечера
принималась за работу. Я старалась придерживаться этого графика независимо от
того, где бы я ни находилась. И это привело к тому, что всегда в эти часы
возникало желание писать. Дело в том, что вдохновение, которое снисходит на
тебя вдруг – это миф. Вдохновение можно пробудить постоянной работой.
- Ольга, насколько
Гоголь оказался тебе близок?
- Раньше я думала, что Гоголь – это не мой автор,
но, как ни странно, когда я приступила к конкурсной работе, то поняла, что его
театральность, яркость образов, противоречивость жизненных ситуаций, сарказм и
ирония соответствуют моему внутреннему мироощущению.
- Мне показалось, что
в твоей опере есть черты театра абсурда.
- Да, и я это сделала сознательно. Я даже думаю,
что если бы Гоголь жил в наше время, то в его сочинениях тоже проявились бы
качества, присущие театру абсурда. Тем более, что он описывает абсурдные
ситуации, просто не выводит их как художественный прием.
-Как проявляется
эстетика абсурда в твоем произведении?
-- Например, абсурдна ситуация в финале, в
кульминации оперы, когда соединяются два плана, две группы персонажей –
театральные актеры и зрители. Они собираются вместе, но, на самом деле,
разъединены – они не понимают и даже не слышат друг друга. Публика не понимает
предназначения искусства, актеры не осознают своего предназначения. Зрители
поют: "Зря потратили время!", артисты испуганно жмутся в уголке. В
этом и заключается абсурд: единственное, что объединяет героев – невозможность
понять друг друга.
- А случалось ли так,
что во время репетиций непонятыми оказывались твои требования?
- Главное, что не возникало противоречий между
музыкой, режиссерской концепцией и трактовкой дирижера.
Музыка сама диктовала и актерам, и музыкантам, что
нужно делать.
- Ольга, ты считаешь
оперу перспективным жанром?
-Этот жанр не утратил актуальности, но я считаю,
что он должен эволюционировать в другие формы. Наше время требует ускорения
темпов, умения увлечь публику. В своей опере я тоже стараюсь показать контраст
между оперными канонами восприятия и динамичными, действенными фрагментами.
Статичные оперные арии - не самые зрелищные места в произведении, хотя и самые
красивые с музыкальной точки зрения. Поэтому, чтобы их понять, зритель должен
быть подготовленным.
Конечно, можно было бы подвергнуть критике
сочинение начинающего композитора, но, наблюдая, с каким азартом молодые актеры
исполняют оперу Ольги Шайдуллиной, как энергетика,
заложенная в музыке, передается музыкантам, артистам и зрителям, начинаешь
понимать, что опера как жанр себя не изжила. И, если в оперном театре, каждый
спектакль будет исполнятся столь же заразительно - будь то классическая,
романтическая или современная опера, то ни один из зрителей не скажет: "Зря
потратил время!"
Екатерина Волкова
|