Невозможно сыграть один и тот же спектакль одинаково. Каждый раз актер
дополняет роль новыми штрихами, оттенками настроений, по-новому реагирует на
игру партнера. Кроме того, на сцене возникают случайные, непредвиденные
ситуации, требующие от актера находчивости и умения импровизировать. Но есть в
Нижнем Новгороде театр, где импровизация – основа всего. Это – театр
ритмопластики "Преображение".
Каждый спектакль – это эксперимент: от актеров не
требуется знание текста, так как пьесы, в привычном понимании, не существует –
актеры спонтанно придумывают сюжет, и действие рождается в ходе пластической
импровизации.
Спектакль, который я посмотрела, так и назывался – "Импровизация".
Все происходящее на сцене режиссер Анатолий Малофеев
охарактеризовал, как "глобальные
комнатные потрясения, грозящие нарушить хрупкое вселенское равновесие…".
Актеры – Алина Трашкова,
Сергей Тапков, Александр Талица
разыграли, а точнее сымпровизировали любовный треугольник, где всех участников
заботит лишь одна проблема – "квартирный вопрос". По словам Анатолия Малофеева,
главная идея спектакля – показать "глупые отношения людей", испорченных бытом, в
которых нет места любви и пониманию. Импровизация актеров разворачивалась в
духе театра абсурда: абсурдны ситуации, абсурдны отношения, и объясняются герои
на языке абсурда.
Но всю эту игровую стихию организует и направляет
музыка. Композиции Сергея
Курехина и живая импровизация скрипача Павла Томилова, органично сочетающаяся с фонограммой,
как нельзя лучше отражает эклектичность мира, непредсказуемость человеческой
природы. Импровизация на тему песни "Дорогой длинною" постепенно
растворяется в отдельных звуковых пятнах в духе минималистских пьес Веберна, кларнетовый виртуозный
наигрыш в стиле фри-джаза соединяется с грубым, примитивным аккомпанементом
фортепиано.
Музыкальная полистилистика отражает
абсурд происходящего на сцене, соединяя несоединимое и разрывая идеально
подходящие друг к другу образы. Именно музыка направляет действия актеров,
помогает создавать воображаемый мир.
Возникает резонный вопрос: какова же роль режиссера в театре
импровизации?
Анатолий Малофеев
отвечает: "Моя
задача научить актера композиционно мыслить", иными словами –
превращать импровизацию в художественное гармонично выстроенное произведение.
По словам режиссера, его роль заключается в том, чтобы сделать из артиста
художника, научить создавать образ на глазах у зрителя. Ведь задача этого
театра – приоткрыть для публики таинство рождения спектакля. Из всех
театральных жанров режиссер выделяет трагедию, ведущую к катарсису - очищению.
И трагическая музыка Сергея Курехина, поднимающая
спектакль под названием "Импровизация"
на высоту философского обобщения, приводит нас к катарсису.
Я спросила Анатолия Малофеева,
чем объясняется такое название театра и кого он стремится преобразить своими
постановками.
- Прежде всего, себя, – отвечает режиссер. Каждый
спектакль подобен мистическому действу с танцами и музыкой, в ходе которого
происходит преображение режиссера, актера и зрителя
Екатерина Волкова
|