Концерты класса ударных инструментов, на первый взгляд, явление
традиционное. Но это выступление было связано с тройным юбилеем - 60 лет
существует консерватория, 30 лет прошло с того момента, как открылся класс
ударных и 20 лет профессор И.В.Кораллов преподаёт в нашем храме искусства.
Всех, кто пришёл на
концерт 27 марта, удивило количество инструментов на сцене - ударных и не
только, ведь музыкантам предстояло исполнить обширный репертуар - от Баха до
современного рока. Исполнители - не только нынешние студенты класса, но и выпускники,
и сам Игорь Кораллов - превратили концерт в незабываемое шоу "погружения в
ритм".
Погружение в
пласты истории
В свободное
плавание по океану пульсирующих ритмов увлекли нас студенты V курса Марат Ариков и Сергей Лопатин. Благодаря им мы совершили
погружение в пласты истории: источником интерпретаций стал концерт И.С.Баха для
двух скрипок, превратившийся в состязание маримбы и виброфона. Мы услышали причудливое
сочетание звуковых тембров: голосом мягким и приглушённым вела разговор
маримба, открытым звенящим, "металлическим" звуком отвечал виброфон.
"Трели
соловья, серебро и колыханье сонного ручья" - эти образы из поэзии А.Фета
возникли перед нами во время исполнения 13-й рапсодии Ф.Листа. Виртуозные
пассажи ксилофона, поддерживаемые переливами партии фортепиано, растворяли
зрителей в любовной лирике романтизма.
Погружение в
джаз
Архаические
мотивы-остинато в сочетании с джазовым свингом – парадоксальный "контакт"
эпох, не правда ли? Но в концерте Н.Розауро, написанном в технике минимализма, -
это особый метод пробуждения в сознании "природных духов" и создания
таинственного колорита.
Незабытыми
остались и джазовые темы. И.Тишков (пианист) и С.Лопатин в композиции Чик Кориа
"Синьор мышь" устроили музыкальную дуэль, пытаясь превзойти друг
друга в виртуозности. Погружение в джаз продолжила баллада "Соло на
виброфоне" с элегическими блюзовыми интонациями в исполнении М.Арикова. Красивая
композиция, проникающие в каждую клеточку души гармонии рождают в памяти
картины ночного города с неоновыми вывесками, одинокими улицами, где только ты
и твои мысли.
Разнообразным,
внутренне-глубоким предстал мир музыки в исполнении двух солистов-ударников, вызывая
вопросы: существует ли предел возможностей игры на ударных? Почему мы так редко
слышим эти инструменты солирующими, ведь, оказывается, существует так много
музыки, написанной специально для них?!
Коралловые рифы
Финальная часть
концерта – "зона особого внимания", погрузившись в стихию ритма, можно
увидеть "коралловые рифы".
Настал
долгожданный момент, когда зазвучали сразу все инструменты (даже синтезатор и
бас-гитара), благодаря появлению на сцене девяти музыкантов. Мы услышали музыку
легендарной группы "The Beatles" в новом инструментальном
составе, в свежей аранжировке. Транскрипция известных и очень известных песен "Michelle", "Yesterday", "Let it Be" и других, выполненная
В.Гришиным, вызвала восторг у всех присутствующих. Исчезли невидимые рамки между
музыкантами и залом, публика стала полноправным участником шоу, она подпевала,
отбивала ритмы. Обмен энергетикой продолжился и в следующих композициях. В
джазовой пьесе "Тик-так" динамичные, головокружительные диалоги
исполнителей напоминали о джазовых джемах. Очень приятно, когда неакадемическая
музыка проникает в стены академического вуза – одно из подтверждений тому, что
консерваторцы далеко не консерваторы, а музыкальные универсалы, склонные к
радикализму.
Представьте себе:
ритмы африканских барабанов, ритуальные танцы вокруг жертвенного костра, крики
туземцев У – А – О… Похожая сцена была разыграна завершении концерта, правда,
обошлось без ритуального костра. И.Кораллов стал не только автором этого
перфоманса под названием "Кадо", но и одним из в исполнителей. Накал
эмоций в зале дошёл до предела (в момент кульминации-обрыва казалось, что жертва,
выбранная племенем, должна умереть). Африканские ритмы "щекотали нервы",
и публика, "вкусив экзотических плодов", требовала продолжения. Зал
скандировал: "Бис! Бис!", словно вспомнив, как когда-то в ритуальных
танцах и хлопках рождался ритм. Видимо, в нас проснулся "дух предков".
Как приятно
погрузиться в стихию ритма – пульса, ударов, хлопков, ощутить ту непривычную
атмосферу, когда слушатели - не просто слушатели, но и участники музыкального
действа.
Самые далёкие от
музыки люди говорили мне потом, что едва ли часто получали такое удовольствие
на концерте. Я соглашалась с ними…
Крюкова Надежда
|