22 марта
Русская пословица гласит: "голод - не тетка".
Интересно, а про духовное голодание так говорят? Наверное, в моем случае можно: до каких пор я буду "питаться"
этими "музыкальными консервами", то есть дисками с записью
классической музыки?! Надо бы чего-нибудь посущественнее - чтобы "душа
развернулась, а потом опять свернулась"…
Счастью моему не было предела, когда я узнал, что
Нижний Новгород вновь почтит своим присутствием несравненная Наталья Гутман.
Говорят, в ее репертуаре - все значительные виолончельные сочинения, которые
существуют в мире, причем, некоторые писались именно для нее. Потрясающе! Не
каждый исполнитель удостоится подобной чести.
Так вот, завтра в филармонии намечается концерт
камерной музыки, где будут звучать Шуберт, Аренский и Шостакович.
Шостакович… Шостакович… Так
ведь в этом году исполняется 100 лет со дня рождения этого композитора! Стоп.
Но ведь еще один музыкальный гений отмечает в 2006 году юбилей. Даже самый
далекий от искусства человек хоть раз слышал его Симфонию соль минор № 40. (Для
этого не обязательно ходить на концерты в филармонию, нужно лишь внимательно
прослушать мелодии мобильного телефона).
Моцарт. Тот, кто подарил миру "Волшебную
флейту" и Реквием. Капризной Судьбе было угодно, чтобы в этом году они
сошлись - "вода и камень, стихи и проза, лед и пламень". Музыкант
нового времени и представитель классического века, русский гений и звезда
западноевропейской музыки. И мы – истинные ценители искусства – получили
возможность услышать такое количество юбилейных концертов…
Решено. Завтра я отправлюсь по излюбленному "концертному
маршруту моего детства". В филармонию!
23 марта
И вот свершилось! Наконец-то, я на концерте! Но
пока программа еще не началась, надо бы осмотреться.
Странное дело: почему львиную долю публики на
концертах в филармонии составляют пожилые люди? Они всегда приходят заранее, их
лица светятся счастьем, для них каждый поход в филармонию - праздник. Может, и
я со стороны выгляжу так же, только моложе?
Оглядевшись, я все же заметил в зале несколько
молодых людей. "Ба! Знакомые все лица!" Как и следовало ожидать, это
студенты музыкального училища и консерватории.
Ну-с, теперь приступим к изучению программки. В
первом отделении концерта ожидается два значительных сочинения Шостаковича -
Соната для виолончели и фортепиано d-moll
(ор. 40) и Семь романсов на стихи А.Блока для сопрано,
скрипки, виолончели и фортепиано (ор. 127). Пища для гурманов. Выдержу ли я
такое представление?
Мое любопытство когда-нибудь меня погубит. И мне,
как любопытной Варваре, оторвут нос. Каюсь, я подслушивал разговоры студентов.
Но зато узнал много интересных фактов. Соната была создана в 1935 году,
благодаря дружбе композитора с виолончелистом Виктором Курбацким.
А романсы посвящены Галине Вишневской.
Наталья Гутман с пианистом Дмитрием Винником на одном дыхании провели виолончельную Сонату.
Такое эмоциональное исполнение вызвало бурные овации слушателей. Это сочинение
классическое по форме и достаточно традиционное, но при этом полное лиризма и
очень мелодичное. Меня очень удивил тот факт, что Гутман практически все
произведения играет наизусть, она как бы живет в этом призрачном мире звуков.
Я где-то читал, что Шостакович прекрасно знал
русскую литературу. Он мог по памяти цитировать большие отрывки из прозы и
поэзии и всегда интересовался книжными новинками. Именно прекрасный
литературный вкус побуждал его обращаться к замечательным авторам – Н. Лескову,
Саше Черному, А.Блоку.
Семь романсов на стихи А.Блока для сопрано,
скрипки, виолончели и фортепиано звучали уже в исполнении квартета, в состав
которого, помимо Гутман и Винника, вошли Святослав
Мороз (скрипка) и Ольга Дьячковская (сопрано). Все три инструмента
аккомпанируют голосу лишь в одном - последнем - романсе, а в остальных
используются различные, ни разу не повторяющиеся, варианты неполного состава. Я
вспомнил разговоры перед началом концерта о трагическом характере музыки
Шостаковича. Один романс "Гамаюн – птица вещая"
чего стоит! Пользуясь лексиконом Эллочки Людоедки, могу только так обозначить
свои ощущения: "Жуть. Мрак". Но, на самом деле, композитор создал
музыку самоуглубленную, необыкновенно сосредоточенную, очень камерную,
написанную как будто в первую очередь для себя.
"А вы знаете, какое трио будет звучать во
втором отделении? Какое Трио!" Эта фраза так и мелькала в антракте. Речь
шла о сочинении Аренского d-moll
для скрипки, виолончели и фортепиано, которое получило большое признание у
слушателей. Почему-то в памяти всплывали и другие произведения подобного рода -
"Трио памяти великого артиста" Чайковского и "Элегическое трио"
Рахманинова. Конечно, музыка Аренского и потрясающее исполнение Натальи Гутман,
Святослава Мороза и Дмитрия Винника достойны
всяческих похвал. Но, все же, мемориальный подтекст сочинения навевал тоску.
Даже лирическая шубертовская Соната a-moll для скрипки и
фортепиано не внесла просветления в общую эмоциональную атмосферу. Может быть,
сыграла роль большая психологическая нагрузка музыки Шостаковича. Мне даже
показалось, что произведения русского гения "не терпят соседства".
Словом, впечатлений с лихвой хватило бы на два
концерта, если не на три! Теперь-то моя душенька довольна!
Браво! Бис!
СмычкOFF
|