на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Дневник меломана. Мартовские страницы

Дневник меломана. Мартовские страницы

22 марта

Русская пословица гласит: "голод - не тетка". Интересно, а про духовное голодание так говорят? Наверное, в моем случае можно: до каких пор я буду "питаться" этими "музыкальными консервами", то есть дисками с записью классической музыки?! Надо бы чего-нибудь посущественнее - чтобы "душа развернулась, а потом опять свернулась"…

Счастью моему не было предела, когда я узнал, что Нижний Новгород вновь почтит своим присутствием несравненная Наталья Гутман. Говорят, в ее репертуаре - все значительные виолончельные сочинения, которые существуют в мире, причем, некоторые писались именно для нее. Потрясающе! Не каждый исполнитель удостоится подобной чести.

Так вот, завтра в филармонии намечается концерт камерной музыки, где будут звучать Шуберт, Аренский и Шостакович.

Шостакович… Шостакович… Так ведь в этом году исполняется 100 лет со дня рождения этого композитора! Стоп. Но ведь еще один музыкальный гений отмечает в 2006 году юбилей. Даже самый далекий от искусства человек хоть раз слышал его Симфонию соль минор № 40. (Для этого не обязательно ходить на концерты в филармонию, нужно лишь внимательно прослушать мелодии мобильного телефона).

Моцарт. Тот, кто подарил миру "Волшебную флейту" и Реквием. Капризной Судьбе было угодно, чтобы в этом году они сошлись - "вода и камень, стихи и проза, лед и пламень". Музыкант нового времени и представитель классического века, русский гений и звезда западноевропейской музыки. И мы – истинные ценители искусства – получили возможность услышать такое количество юбилейных концертов…

Решено. Завтра я отправлюсь по излюбленному "концертному маршруту моего детства". В филармонию!

23 марта

И вот свершилось! Наконец-то, я на концерте! Но пока программа еще не началась, надо бы осмотреться.

Странное дело: почему львиную долю публики на концертах в филармонии составляют пожилые люди? Они всегда приходят заранее, их лица светятся счастьем, для них каждый поход в филармонию - праздник. Может, и я со стороны выгляжу так же, только моложе?

Оглядевшись, я все же заметил в зале несколько молодых людей. "Ба! Знакомые все лица!" Как и следовало ожидать, это студенты музыкального училища и консерватории.

Ну-с, теперь приступим к изучению программки. В первом отделении концерта ожидается два значительных сочинения Шостаковича - Соната для виолончели и фортепиано d-moll (ор. 40) и Семь романсов на стихи А.Блока для сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано (ор. 127). Пища для гурманов. Выдержу ли я такое представление?

Мое любопытство когда-нибудь меня погубит. И мне, как любопытной Варваре, оторвут нос. Каюсь, я подслушивал разговоры студентов. Но зато узнал много интересных фактов. Соната была создана в 1935 году, благодаря дружбе композитора с виолончелистом Виктором Курбацким. А романсы посвящены Галине Вишневской.

Наталья Гутман с пианистом Дмитрием Винником на одном дыхании провели виолончельную Сонату. Такое эмоциональное исполнение вызвало бурные овации слушателей. Это сочинение классическое по форме и достаточно традиционное, но при этом полное лиризма и очень мелодичное. Меня очень удивил тот факт, что Гутман практически все произведения играет наизусть, она как бы живет в этом призрачном мире звуков.

Я где-то читал, что Шостакович прекрасно знал русскую литературу. Он мог по памяти цитировать большие отрывки из прозы и поэзии и всегда интересовался книжными новинками. Именно прекрасный литературный вкус побуждал его обращаться к замечательным авторам – Н. Лескову, Саше Черному, А.Блоку.

Семь романсов на стихи А.Блока для сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано звучали уже в исполнении квартета, в состав которого, помимо Гутман и Винника, вошли Святослав Мороз (скрипка) и Ольга Дьячковская (сопрано). Все три инструмента аккомпанируют голосу лишь в одном - последнем - романсе, а в остальных используются различные, ни разу не повторяющиеся, варианты неполного состава. Я вспомнил разговоры перед началом концерта о трагическом характере музыки Шостаковича. Один романс "Гамаюн – птица вещая" чего стоит! Пользуясь лексиконом Эллочки Людоедки, могу только так обозначить свои ощущения: "Жуть. Мрак". Но, на самом деле, композитор создал музыку самоуглубленную, необыкновенно сосредоточенную, очень камерную, написанную как будто в первую очередь для себя.

"А вы знаете, какое трио будет звучать во втором отделении? Какое Трио!" Эта фраза так и мелькала в антракте. Речь шла о сочинении Аренского d-moll для скрипки, виолончели и фортепиано, которое получило большое признание у слушателей. Почему-то в памяти всплывали и другие произведения подобного рода - "Трио памяти великого артиста" Чайковского и "Элегическое трио" Рахманинова. Конечно, музыка Аренского и потрясающее исполнение Натальи Гутман, Святослава Мороза и Дмитрия Винника достойны всяческих похвал. Но, все же, мемориальный подтекст сочинения навевал тоску.

Даже лирическая шубертовская Соната a-moll для скрипки и фортепиано не внесла просветления в общую эмоциональную атмосферу. Может быть, сыграла роль большая психологическая нагрузка музыки Шостаковича. Мне даже показалось, что произведения русского гения "не терпят соседства".

Словом, впечатлений с лихвой хватило бы на два концерта, если не на три! Теперь-то моя душенька довольна!

Браво! Бис!

СмычкOFF

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт