История российско-швейцарских отношений берет свое начало еще в XVII веке, когда ближайшим сподвижником Петра I стал Франц Лефорт, уроженец Женевы. Но
официально свой союз наши страны скрепили намного позже. В этом году отмечается
100-летие Посольства Швейцарии в Москве и 60 лет со времени возобновления
дипломатического сотрудничества между государствами. Этим юбилейным датам был
посвящен концерт, познакомивший нижегородцев с интересным музыкальным
коллективом.
"Нициоль-квартет"
- настоящий "символ" творческого объединения, причем не только России
и Швейцарии, а так же Польши и США. В его составе – музыканты из четырех стран,
ведущие солисты знаменитого цюрихского оркестра
"Тонхалле", лауреаты многочисленных
международных конкурсов и фестивалей. Свое имя квартет получил в честь первой
скрипки: Бартоломей
Нициоль - известный музыкант, чей высокий
уровень подтверждается и тем фактом, что ему доверен уникальный инструмент из
государственной коллекции США, созданный Гварнери дель
Джезу в 1727 году. Сохранилось всего 50 скрипок и 10
альтов этого великого мастера, среди них инструменты, помнящие прикосновение
рук великих Николо Паганини, Анри Вьетана, Эжена Изаи и Фрица Крейслера.
Насладиться неповторимым
голосом скрипки итальянского мастера XVIII века, а
также познакомиться с профессиональным квартетным искусством страны альпийских
рожков можно было на концерте фестиваля "Россия & Швейцария: год
юбилеев". В Нижнем Новгороде выступление струнного ансамбля прошло 15
марта в Академической Филармонии им. М.Ростроповича. В музыкальной программе
вечера гостям удалось воплотить идею "Швейцарские русские – русские
швейцарцы".
Популярный в Швейцарии
композитор Пауль Юон почти
неизвестен в нашей стране, в отличие от его брата Константина - художника
"Мира искусства". Настоящее имя Пауля –
Павел, он родился в России, и некоторое время был профессором Высшей
музыкальной школы в Петербурге, но после революции эмигрировал и больше уже не
возвращался на родину. Возникает некий парадокс: в России этого композитора
считают швейцарским, а в Швейцарии – русским. Благодаря ансамблю "Нициоль", в нашей стране состоялась премьера Квартета op.67 Пауля Юона.
При первом знакомстве с этой музыкой поразили ее страстность, эмоциональный
накал, вполне соответствующие романтическому стилю. Не
случайно, сами музыканты квартета называют Юона
"русским Брамсом". Отсюда и характерные особенности исполнения –
порывистость и "терпкость" в сочетании с
изысканной кантиленой, будто
подчиненные одному мощному импульсу.
Особым романтизированным
настроем отличалось и исполнение музыкантами Первого
Квартета Чайковского, что не всегда было обосновано. Интенсивность внешнего
тонуса заключалась в общем ускорении темпов, смелых рубато, резких сменах нюансов, большой экспрессии. Но, к
сожалению, из-за этого музыканты порой теряли внутреннюю трепетность,
благородную выразительность и естественную простоту, столь характерные для
музыки русского композитора. Впрочем, сами участники "Нициоль-квартета"
не считают свое исполнение музыки Чайковского на родине композитора экзаменом,
а воспринимают его как интересный и полезный опыт общения с русской культурой.
В этой музыке они видят и швейцарское влияние, вспоминая, что Петр Ильич долгое
время жил в Женеве и Кларенсе, где и написал "Евгения
Онегина" и "Жанну д’
Арк".
Вторая премьера вечера была посвящена Мартину Вешштайну и его произведению – "Грезы Верди".
Стоит упомянуть, что этот молодой композитор из Цюриха закончил Московскую
консерваторию по композиции в классе Э.Денисова и по фортепиано у Н.Штаркмана. Исполненное сочинение создавало впечатление
сна, в котором возникали и вновь таяли в дымке воспоминаний очень разные по
характеру видения-аллюзии, вызванные образами музыки итальянского композитора.
Исполняя "Грезы Верди" музыканты квартета чувствовали себя более
уверенно, здесь они в полной мере продемонстрировали свое мастерство:
виртуозное владение инструментами, характерной кантиленой, специфическими
приемами звука, создававшими фантастический колорит, а так же ярким театрализованным
раскрашиванием тем-образов, придавая им то ностальгический, то иронический
оттенки.
Концерт "Нициоль-квартета"
продемонстрировал, насколько тесны российско-швейцарские связи в музыке, но при
этом исполнительские школы обеих стран имеют свои отличительные черты. То же
самое можно наблюдать и в изобразительном искусстве и в литературе: сплетение
сюжетов и образов - отражение
интереса к России в творчестве уроженцев Альп и появление швейцарской темы в произведениях русских художников и
писателей. Вспомним хотя бы Николая Михайловича Карамзина – именно его
восклицание из "Записок русского путешественника" пришло мне на
память после концерта: "Уже
я наслаждаюсь Швейцариею, милые друзья мои! Всякое дуновение ветерка проницает,
кажется, в сердце мое и развевает в нем чувство радости. Какие места! Какие
места! Отъехав от Базеля версты две, я выскочил из кареты, упал на цветущий
берег зеленого Рейна и готов был в восторге целовать землю. Счастливые
швейцарцы! Всякий ли день, всякий ли час благодарите вы небо
за свое счастие, живучи в объятиях прелестной натуры,
под благодетельными законами братского союза, в простоте нравов и служа одному
Богу?"
Марина Блинова
|