Мне презентовали запись концерта "Чайковский
Электро", который состоялся в октябре
2004 года в рамках проекта "Ижевск – культурная столица Поволжья".
Уже само название диска показалось мне очень любопытным. Хотя к перспективе
слушать электронные обработки произведений великого русского классика я
отнеслась довольно скептически.
Но, как известно,
журналистское любопытство способно на многое. Музыкальные композиции поразили
меня разнообразием трактовок разных сочинений. Больше всего пугало то, что они
окажутся банальными поп-обработками,
которые сейчас в большой моде. Однако мои страхи оказались напрасными, хотя и
небезосновательными. Музыканты подошли к своей роли
по-разному: кто-то формально переделал тему произведения на новый лад, а кто-то
посмотрел на музыку Чайковского через призму новых технологий. К счастью,
представителей второй категории было больше.
Команда "D-Pulse" представила Танец Феи Драже из балета "Щелкунчик" в
клубной манере. На первый взгляд, возникает впечатление, что музыканты "облегчили"
восприятие фантастического образа Феи за счет пульсирующего, хотя и
разнообразного клубного ритма. Вернемся к первоисточнику: Чайковский хотел
передать нереальность волшебницы тембром челесты. Электронщики передали этот
образ с помощью той же челесты, только электронной и "добавили фантастики"
с помощью разнообразных эффектов. То есть, основную идею этого номера музыканты
оставили без изменений.
"Атомная реакция" обратилась к
фортепианному творчеству, взяв пьесу "Болезнь куклы" из "Детского
альбома". В ней композитор хотел передать кукольные страдания. Ребята из "Атомной
реакции" очень тонко это сделали, перенеся страдания куклы XIX века в XXI век, где кукол
заменяют роботами.
Это все достаточно популярные мелодии, которые
известны очень широкому кругу слушателей. А вот группа "Cocoa Tunez" решила "пересмотреть"
Концерт для скрипки. С помощью современных достижений в области электронной
музыки ребята создали атмосферу народного гулянья. Создалось впечатление, что в
записи этой композиции принимали участие и исполнители на "живых"
инструментах (гармоника).
Но как бы там ни было, это все впечатления
несколько поверхностного рода. После прослушивания диска в моей голове возникло множество вопросов, на
которые хотелось немедленно получить ответ. Мне удалось
пообщаться с непосредственным участником этого необычного проекта Сергеем
Банниковым, который играет в команде "Атомная Реакция":
- Сергей, кто был автором проекта?
- Основная идея принадлежала Юминову
Александру, который является продюсером всех представленных на диске групп и
занимается развитием электронной музыки в Ижевске. Кроме того
большая роль в нем принадлежит автору сценария программы Юрию Толкачу.
- Почему в основу программы легла именно музыка
Чайковского?
- Это связано с тем, что Воткинск – его родина. Нам
его музыка очень близка.
- Какие инструменты вы используете при записи
своих композиций?
- Для записи мы используем аналоговые синтезаторы,
не очень современные, но обладающие широким спектром возможностей. Обработка
музыки происходит в компьютере. Здесь большую роль играет не столько музыка,
сколько звукорежиссерская работа.
- "Болезнь куклы" - это осознанный
выбор?
Да, мы выбрали осознанно. Это ведь программное
произведение, поэтому мы стремились передать тот трагический образ, который
задумал композитор. По-моему у нас это получилось.
Вернемся к содержанию диска: пока он записан в виде
музыкально-литературной композиции, где музыка играет пока второстепенную роль.
В планах команд записать полноценный диск, в который войдут полные версии
композиций. Кстати, кроме вышеназванных Cocoa Tunez, D-Pulse, Атомной реакции в
осуществлении этого проекта приняли участие группы 0:28, Гаттака,
Амальтея. Кроме этого был задействован симфонический
оркестр, и два чтеца.
Думал ли Чайковский, что его музыка получит такое
воплощение в творчестве музыкантов XXI века? Конечно, нет. В наш век бурного развития компьютерных технологий
возможно и не такое. Сейчас сознание обывателей заполнено пошлыми обработками
популярной классики, в число которой входят и многие творения П.И. Чайковского.
С одной стороны, "Чайковский Электро" идет
как раз по этому пути (только у них это сделано не пошло, а с большим вкусом и
чувством стиля). С другой же стороны, творчество электронных команд не назовешь
массовым. В данном случае произошла удачная "встреча" двух вроде бы
полярных областей музыкального искусства. В результате получилась работа,
которая придется по душе разным слушателям. Каждый сможет найти в ней что-то
свое.
Екатерина Гудкова
|