Один из вечных сюжетов: за удачей, богатством и
славой герои отправляются в другие города или даже на далекие континенты.
Некоторые наши современники поиски мечты связывают с реалити-шоу,
полагая, что участие в таком проекте – это билет беспроигрышной лотереи: можно
получить состояние, работу, друзей и даже любовь. Куда же отправиться на
кастинг в безумном желании выиграть приз? Это зависит о того, в каком качестве
вы можете и хотите себя проявить. Деловым партнером, физически выносливым
человеком, скандалистом или одинокой душой, ищущей свою вторую половинку.
Изначально подобные проекты держались на двух
китах: амбициях участников и готовности зрителей подглядывать за их личной
жизнью. Первым нашумевшим реалити-шоу в России, стала
программа "За
стеклом", само название которой отражает сущность этого жанра.
От героев требовалось только одно - жить в квартире с прозрачными стенами.
Каждый из участников, чтобы понравиться зрителям, старался проявить себя, в
меру своего интеллекта, темперамента и скромности, которая на реалити-шоу никакой ценности не имеет. Проект повторялся в
различных вариациях, с другими участниками, но просуществовал недолго, так как
раскованные молодые люди могли привлечь, но не удержать внимание зрителей.
Далее, организаторам пришлось быть изобретательнее,
и не просто показывать чужую жизнь, но снабдить шоу хоть какой-нибудь идеей.
Так появился "Голод". Для получения
огромного денежного приза нужно активно поиск еды. Шоу повторялось четыре раза:
новую идею создатели придумать не смогли и потому просто меняли место
проживания голодающих. Последним - оказался Нью-Йорк. В методах добычи пищи
участники не проявляли оригинальности. Игроки ходили по улицам с просьбой о
помощи. Местные жители помогали: кто деньгами, кто хот-догом.
Стало ясно, что голодание – тоже еще не путь к
успеху. Попутно нужно как-то отличиться. Быть оригинальным в манерах, одежде,
поведении. Это потребовалось в новом шоу "Большой
Брат". Уже за месяц назойливая реклама известила о его начале
репликой "Большой брат смотрит на тебя". Невольно вспомнилась
антиутопия Дж. Оруэлла "1984 год" с гипнотически действующим
рефреном: "Старший брат смотрит на тебя". Возможно, если бы создатели
пошли дальше и смоделировали для героев ситуации, описанные в романе. Однако
жизнь на реалити-шоу, несмотря на предупреждения,
оказалась просто раем. Растительное существование героев лишь слегка омрачали
задания "тирана": например, носить над головой огромный шар в течение
целого дня, или пожаловаться большому брату на того, кто произносит слова
паразиты.
Шоу "Кандидат"
придумано для тех, кто обладает деловыми качествами и ищет работу. Главный приз
– место на солидном предприятии с весомым заработком. В ходе игры участники
демонстрировали свои предпринимательские способности, пытаясь устранить
соперников честным и нечестным способом.
Проекты продолжались или прекращались, по мере
того, как герои обретали или утрачивали популярность. Самым
"долгоиграющим" стало реалити- шоу "Дом 2",
длящееся уже полтора года. Для того, чтобы остаться в
игре, нужно быть "ярким", "активным",
"интересным", и, конечно же, "креативным".
Под этими словами герои и ведущие подразумевают не только умение придумать
нехитрый конкурс или презентацию (идеи таких мероприятий не оригинальны, а
исполнение страдает недостатком вкуса), но и конфликтность, склонность к
самолюбованию и отсутствие даже намека на застенчивость. Правда, главным все же
считается желание найти свою любовь, сузив рамки выбора до пятнадцати
участников шоу.
Продолжительное существование в замкнутом
пространстве создает иллюзию реальности: участники просто забывают, какова
настоящая жизнь "за периметром". Ведь решить проблему, которую сам
себе придумал, легче, чем ту, что готовит судьба. Жить на всем готовом –
удобнее, чем обеспечивать себя самостоятельно. Сознание участников
деформируется, приспосабливаясь под сконструированную организаторами
виртуальную реальность. Меняются характер, поведение и даже жизненные ценности.
Конечно, участие в таком проекте – шанс обрести все
сразу. Но можно потерять себя как личность, утратить индивидуальность и
превратиться всего лишь в типаж, который забавляет зрителей. Игроки становятся
плохими актерами с круглосуточным графиком работы.
Еще одна разновидность этого жанра, тоже
перекочевавшая к нам из-за рубежа, проявилась в уже исчезнувших с экрана
ток-шоу - "Моя семья", "Большая стирка", "Окна".
Герои, сообщая миру о своих нестандартных личных ситуациях, могли параллельно
выяснить отношения в кулачном бою, с нецензурными выражениями и порчей
декораций. Существующие сейчас "Запретная зона", "Пусть
говорят", хоть и значатся без приставки "реалити",
все же не далеко ушли от подобных проектов.
Третья группа - это игра, например, "Последний герой" и "Сердце
Африки".
Жизнь с приключениями в первобытных условиях,
красота природы, этническая музыка привлекают с первых кадров.
Пожалуй, все телеканалы транслируют то или иное
шоу. И если ты активен, азартен, и свободен, шансы на победу есть. Дерзайте,
играйте, только не подменяйте реалити-шоу свою
настоящую жизнь!
Екатерина Волкова
|