16 февраля в Нижний Новгород приехали два гостя, чьего появления
нижегородцы давно ждали. Что самое замечательное – оба избрали местом своего
пребывания гостеприимную территорию нижегородского Кремля. О чудесном
совпадении стало известно лишь непосредственно в день приезда, когда
высокопоставленность одного из них создала дополнительные трудности тем, кто
пришел на концерт в этот морозный вечер и стоял у ворот Кремля. В 19 часов
зрителей начали пропускать в концертный зал, и они получили
наконец возможность узреть воочию стоящую на сцене в гордом одиночестве фигуру
Алексея Иващенко.
Стойкая народная любовь к дуэту Г.Васильев –
А.Иващенко (в просторечье "Иваси") невольно создала в уме
синкретическое представление об этом легендарном союзе: Васильев-Иващенко для
знатока звучит почти как Петров-Водкин или сиамские близнецы, - нерасторжимо.
Смотреть на одинокую фигуру А.Иващенко на сцене почти физически больно.
Неудивительно, что Алексей Игоревич начал концерт с объяснения этого феномена:
всё равно бы вопрос задали.
А так – всё понятно: пели вместе,
"Норд-Ост" создавали вместе, переживали вместе. А сейчас решили
заняться сольными проектами. Г.Васильев мультфильмами увлекся, А. Иващенко -
фильмами. Но его первого обратно к песням потянуло.
Рефлекс совместного пения, отработанный за 20 лет
выступлений с Васильевым, А.Иващенко еще не совсем преодолел и периодически
реализует в совместных проектах с И.Богушевской, Г.Хомчик
(с последней он приезжал и в Нижний). Поэтому даже в
сольном исполнении песен мы слышим и мысленно достраиваем голос Васильева – в
старых песнях. И, честно говоря, не только его голос – пол-зала
ностальгически подпевало, стоило Алексею Игоревичу затянуть "В аэропорту
Минводы" и бешено аплодировало вступлению к "Четвергу". В
изящных босса-новах Жобима,
блистательно переведенных самим А.Иващенко и И.Богушевской, чувствуется ее
мягкий голос, а в песне "Вместе" - задушевно-панибратская интонация Г.Хомчик.
И всё же: в чем секрет необыкновенного очарования
песен? Почему их хочется петь и слушать бесконечно? Почему каждый, кого
коснулась аура "Иваси", поодиночке или вместе, словно приобщается к
огромной семье друзей и единомышленников?
Секрет непрост. За этими песнями стоит историческая
память поколения 60-х: Визбор, Окуджава, "Самоцветы", Д.Тухманов. Они пишут об отдельно взятом дне и моменте
своей жизни, а получается – о жизни каждого из нас. Добавим к этому лирический
талант Алексея Игоревича - он способен на самых приземленных вещах увидеть
романтический отсвет:
Кладут асфальт на площади Восстанья.
Пришла пора ремонта тротуаров.
Кладут асфальт везде, где я когда-то
Бродил, не поднимая головы.
Кладут поверх следов моих блужданий,
Что я оставил на асфальте старом,
Поверх моих асфальтовых заплаток,
К которым я давно уже
привык…
Где вы еще такое услышите? Разве что на концерте
Алексея Иващенко.
Анастасия Лямина
|