Вероятно, 15 лет назад они были совсем другими. А
сегодня с первого взгляда видно, что это – музыканты мирового уровня, много и
часто выступающие в странах дальнего зарубежья: при значительном опыте
выступлений такого рода вырабатывается особая космополитичная
манера поведения на сцене – непринужденно-раскованная. В такой же манере были
выполнены прозвучавшие аранжировки, все, как одна, сделанные самими «квартетистами»: академическая музыка там если и звучала, то
лишь как тема, импульс для разухабистой импровизации.
Почти все композиции представляли собой попурри –
то на классические темы, то на музыку к кинофильмам, каждый раз – с забавным
поводом для конферанса: как вам полный искреннего сожаления пассаж о том, что И.С.Бах не знал о таком замечательном инструменте, как
контрабас-балалайка? После чего выясняется, что одно сочинение, подходящее для
этого инструмента, в огромном баховском наследии
обнаружить удалось… и это «Шутка».
Стиль обработок не позволяет оторваться от
напряженного вслушивания ни на минуту: темы не просто сменяют друг друга, они
перетекают друг в друга. Начинаешь вслед за инструментами подпевать «Не жди
меня, мама, хорошего сына» («Никулиана») – и внезапно
понимаешь, что слова исчезли. Потому что звучит мелоия
из «Будулая», которая, в свою очередь, плавненько и незаметно переходит в «Танец с саблями» и
«Помоги мне». Следить за этими превращениями чрезвычайно увлекательно.
Первым же «культурным шоком» стали «Русские
страдания по Токкате и фуге Баха». От Токкаты и фуги остались «рожки да ножки»,
что не помешало исполнителям передать как чувство увлеченности великим немецким
классиком, так и ощущение глубоко национальных истоков своего, «теремочного» творчества. Nota bene: несчастная
Токката давно пала жертвой своей вселенской популярности, став темой для
разнообразнейших переложений – попсовых, джазовых, а
теперь вот – русско-народных.
Свободное обращение с шедеврами – очень опасная
игра: кто может сказать, где кончается мастерский полистилистический
коллаж и начинается китч, где - тонкий диалог с
предшествующей эпохой, а где – панибратское похлопывание великих по плечу?
Но балансирование на лезвии бритвы музыкантам из
«Терема», похоже, нравится: кто не рискует, тот не пьет шампанского. Эта
четверка получает искреннее удовольствие от того, что вытворяет на сцене. За
этой свободой и льющейся, непринужденной виртуозностью, слышанием друг друга «с
полузвука» (такой слаженности, как у них, я, пожалуй,
и не слышала) стоит тяжелый труд, но всё это остается «за кадром». Потому что
на сцене – «Терем-квартет».
Анастасия Лямина
|