на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Светлые королевы, спасительницы...

Светлые которолевы, спасительницы…

(Консонанс, вып. 3 (9) март 2005)

Героини булгаковских книг красивы и музыкальны. Музыкально красивы. Их спасительная, светлая красота – в музыке голоса, жеста. Музыкой овеяны их имена. Кажется, что Мастер не выбирает музыкальный ряд, а прислушивается к музыке Елены, Юлии, Серафимы, Евы, Маргариты… «Как радостно спели дверные петли», когда в комнату вошла она: - Пальцы у вас замечательные. Вам бы пианисткой быть.

- Вот по еду в Петербург, опять буду играть… (рассказ «Псалом»)

Женщина, играющая на фортепиано, - отзвук юных лет писателя, музыкально-литературное приношение матери и сестре. И это тонкий, нежный лик музыкально- бесконечного: «Все же, когда Турбиных и Тальберга не будет на свете, опять зазвучат клавиши, и выйдет к рампе разноцветный Валентин, в ложах будет пахнуть духами, и дома будут играть аккомпанемент женщины, окрашенные светом, потому что Фауст, как Саардамский плотник, - совершенно бессмертен» («Белая гвардия», гл. 2).

Женские портреты, созданные Булгаковым, - театрально-музыкальны. Героинь его любимых опер («Фауста», «Аиды», «Пиковой дамы») можно назвать звучащими предысториями героинь «Белой гвардии», «Бега», «Адама и Евы», «Мастера и Маргариты». Диалог с музыкальными произведениями, уже ставшими классическими, вечными, - не только и не столько ассоциации, по-особому преподносящие литературный образ. Это - музыкальная импровизация на ее тему. Лиза из «Пиковой дамы», увиденная-услышанная в Елене, томимой «черной громадной печалью» («Белая гвардия», гл.3), превращает в музыку любовь женщины и ее страдание: Елена – жена. Каватину из «Фауста»

- Я за сестру тебя молю,

Сжалься, о, сжалься ты над ней!

Ты охрани ее. –

в романе поет Шервинский, но молит Алексей Турбин:

Елена – сестра. Опера Гуно стала спутницей «закатного» романа (Мастер – Ивану Бездомному: «Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слыхали?»). И Маргарита, «прелестная прапрапраправнучка одной из французских королев», - немного «оперная» Маргарита. Вальс, зазвучавший в 20 главе («Крем Азазелло»), подтверждает оперную предысторию, оперное предчувствие романа (ведь знаменитая Ария с жемчугом – блестящий вальс).

… Звон колокольчика, сопровождающий появление обольстительной Юлии («Белая гвардия», гл. 12), мелодия почти шубертовского ручья, струящаяся в словах Маргариты («Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей»), – музыка женственности, красоты, покоя, любви. «Но и любовь – мелодия…»

Алевтина Бояринцева

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт