9 сентября
2005 года.
17.00. «Тоска! Позор! О, жалкий жребий мой!..»
Сидел дома и изучал программу телеканала «Культура» на выходные. Все диски
переслушаны, книги зачитаны до дыр. Душа требует новых эмоций. Где же их
взять?!?
18.00. Гуляя по набережной, случайно забрел в
Кремль. Ноги сами повели меня по известному с детства маршруту, конечно, к
филармонии. Стенд пестрел афишами нового 69-го концертного сезона. Внезапно
меня пронзил грозный взгляд… Бориса Годунова. Я тут же почувствовал себя
невинно убиенным царевичем Димитрием. Стало страшно… Сбросив оцепенение, я прочитал афишу: «10
сентября. Впервые в Нижнем Новгороде! Паата Бурчуладзе, бас (Австрия)».
Ну, наконец-то мой духовный голод будет
утолен! Но восторг сменился горьким разочарованием – вход только по
пригласительным билетам.
21.00. С горя зашел в Интернет, чтобы найти
информацию об этом исполнителе.
Из досье я узнал, что Паата Бурчуладзе родился в
Тбилиси 12 февраля 1955 года. Оказывается, он параллельно учился на вокальном
факультете Тбилисской консерватории (класс профессора Е.И.Иванова) и в
Политехническом институте. (Вот это да!) После окончания консерватории певец
стажировался в Ла Скала. 1982 год стал знаменательным в жизни Бурчуладзе - он
получает I премию на конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве. В 1998 году
Паата Бурчуладзе удостоен звания «каммерзингер» - высшего в оперном мире. Более
двадцати лет выступает за рубежом на ведущих оперных площадках мира: Ла Скала,
Венская Штаатсопер, Баварская Опера, Гамбургская Опера, Опера де Пари, Сан-Франциско
Опера, Вашингтонская Опера, Метрополитен Опера. Десять лет он не был в России,
но два года назад артист отметил 25-летие творческой деятельности на сцене
Большого театра.
22.00. Решив не сдаваться, я методично обзвонил
своих знакомых в надежде найти пригласительный билет. Однако никто не спешил
расставаться с заветной контрамаркой. Что делать? И кто виноват?
10 сентября.
17.00. Ура! Я спасен! Позвонила Мария Васильевна
(коллега по работе) и, зная мое увлечение, предложила сходить вместо нее на
концерт в филармонию.
22.00. Дорогой мой дневник! Ты себе не
представляешь! У меня от восторга пока нет слов...
11 сентября.
10.00. До сих пор нахожусь под впечатлением от
вчерашнего концерта. Внимательно изучив программку, я несколько скис – целое
отделение романсов Рахманинова. Да еще каких! Один мрачнее другого... Но не зря
Паату Бурчуладзе назвали одним из пяти лучших басов планеты, а Герберт фон
Караян окрестил его «вторым Шаляпиным». Он не только первоклассный певец, но и
талантливый актер. Миниатюрные «сценки» требуют от исполнителя огромного
мастерства. Философское размышление («Отрывок из Мюссе») сменялось акварельным звучанием романса «В
молчаньи ночи тайной» на слова Фета, а
трагическая образность «О, нет, молю» (слова Мережковского) – комической в
романсе «Икалось ли тебе, Наташа» (слова Вяземского). Теплый тембр бархатного голоса маэстро
окутывал слушателей и переносил их в атмосферу музыкального салона XIX века.
Слушая концертную версию сцен из оперы Мусоргского
"Борис Годунов", я мысленно видел полноценный спектакль. Актерская
игра Бурчуладзе, без сомнения, достойна всяческих похвал. Он не просто исполнял
партию, а жил в этом образе. Это было настолько правдоподобно, что по моей
спине поползли мурашки, а лоб покрыла испарина. Возможно, ощущение возникало
еще благодаря потрясающей игре концертмейстера Людмилы Ивановой. Под ее
пальцами рояль «переливался» всеми оркестровыми красками.
Говорят, что наш век – это век экспериментов и
поиска новых трактовок произведений. Мне же выпала большая удача услышать
классическую версию шедевра. Спасибо, дорогая Мария Васильевна! Браво, маэстро
Паата Бурчуладзе!!! (Долгие несмолкающие аплодисменты.)
P.S. Напоследок певец всех развеселил, исполнив
«Блоху» Мусоргского и арию доктора Бартоло из «Севильского цирюльника» Россини
(видишь, дорогой мой дневник, кого я знаю!).
Боюсь, что, если мастеров подобного уровня не будет
в Нижнем, то голодать духовно нам с тобой придется о-о-о-очень долго!
Всегда твой, СмычкOFF
|