В этот раз концерт был посвящен памяти
Д.Д.Шостаковича. Открывать сезон с помпой, подбирать соответствующий эпатажный
репертуар оркестранты считают штампом, от которого нужно избавляться. Программа
вечера была подобрана весьма оригинально и логично. Начав с Сюиты из балета
«Золотой век» - раннего произведения композитора, полного издевки над пошлостью
и фальшью, завершили Квартетом №8 (в переложении для камерного оркестра),
задуманном Шостаковичем как реквием самому себе, после которого любые слова
покажутся лишними. Середина концерта – произведения Моцарта и Гайдна, которых
Шостакович считал своими учителями. На премьерах своих симфоний он всегда
просил первые отделения посвящать Моцарту – своему кумиру. Музыка классиков
уносила в мир совсем других эмоций, более светлых и гармоничных.
Но никакого доверительного общения не получится,
если исполнители в оркестре будут пытаться спрятаться друг за друга. Очень
часто мы наблюдаем такие «безликие массы». Каждый из «Солистов» же, наоборот,
дорожит своей индивидуальностью, и, чтобы быть услышанным, в любом произведении
ищет что-то близкое себе, представляет нужное состояние, переживает сам эти
эмоции. И, в то же время, на концертах у нас не возникает вопроса - кого именно
из 16-ти человек слушать? Потому что здесь и проявляется роль дирижера, как
умелого кукловода, вовремя "дергающего" нужные ниточки.
Солисты доверяют эти «ниточки» далеко не каждому
дирижеру, но в то же время заинтересованы в различных творческих союзах: с ними
сотрудничали Е.Кириллов, К.Майер, Е.Щербаков, А.Рудин, Д.Сабаини, В.Куржавский,
П.Герштейн, В.Белинский.
Все чаще на афишах мы видим имя Игоря Жукова.
Открытие этого сезона тоже прошло под его чутким руководством. Не все в нашем
городе знают, что этот дирижер – основатель «Московского камерного оркестра».
Кроме того, он – замечательный пианист, ученик Г.Нейгауза и Э.Гилельса.
Игорь Михайлович, Вы тесно сотрудничаете с
оркестром уже год. Чем Вас привлек этот коллектив?
- Когда меня
пригласили в оркестр подготовить программу к VIII Международному фестивалю
искусств имени А.Д.Сахарова, поработав с ребятами, я понял, что это настоящий
художественный «рабочий механизм». В оркестрах часто бывает так, что люди
собираются, раскачиваются, разыгрываются, прежде чем войти в нужное состояние.
Но здесь совсем другое дело – музыкант садится и сразу начинает работать. И это
вопрос не столько профессионального уровня, сколько внутреннего настроя.
Мне очень часто приходится сталкиваться с мнением,
что нет такой профессии «музыкант», есть «пианист», «скрипач» и т.д. Но я
считаю, что «пианист» - это лишь специальность. В свое время человек, который
профессионально занимался музыкой, но это не являлось его основной частью
жизни, назывался «дилетантом». Например, Бородин, отчасти Римский-Корсаков.
Позже это понятие обрело отрицательный смысл. И если сейчас считать профессией
лишь игру на своем инструменте, это значит - больше ничего не знать. Отсюда и получается
– вроде бы все играют, а музыки нет. С «Солистами» же диалог получается, они
открыты для творческого общения.
– На чем
основано это творческое общение?
- Во-первых, если я чего-то требую, то стараюсь
сказать это конкретно, точно сформулировать свою просьбу. Тогда оркестранты ее
схватывают, но делают уже не по моему приказу, а как будто придумали это сами.
Отсюда и получается естественность в звучании оркестра. А во-вторых, есть такой
термин – «суточная память». Это явление можно часто наблюдать в больших
оркестрах: сегодня сказали – сделали, а завтра забыли. У «Солистов» такого
практически нет.
– Чем Вы
руководствуетесь в работе с оркестром?
- Очень
часто люди пользуются такой формулой – «играть нужно чисто и вместе». Но, на
самом деле, вопрос должен ставиться не «как?» вы играете, а «что?». И когда вы
уже точно знаете, «что» играете, то вопрос «как?» формируется сам собой. Если
вам эта нота нужна по смыслу, именно нужна, то вы ее заранее услышите и никогда
не сыграете фальшиво. Конечно, есть технические места, которые постоянно надо
корректировать, поддерживать в форме, но они составляют лишь 15-20%.
Я сразу чувствую, когда они начинают играть
«вместе» - тут же повисают на руках и становятся неуправляемыми. Поэтому я
всегда прошу не играть, а дышать вместе.
Игорь Михайлович, не любитель что-либо обещать на
будущее, тем не менее, поделился некоторыми задумками на предстоящий год,
заинтриговав до чрезвычайности... Ломая стереотип, согласно которому баян – это
неакадемический инструмент, в ноябре вся программа будет построена с его
участием. А в апреле камерный состав объединится с органом и хором, чтобы
подарить слушателям редко исполняемый шедевр Танеева.
А ближайшая наша встреча состоится 9 октября в зале
ННГУ им.Лобачевского. Оркестр, воодушевленный в прошлом году К.Майером,
дирижером и барочным скрипачом, продолжит совместные пробы в аутентике. Когда
мы слышим фамилию Бах, сразу представляем Иоганна Себастьяна. Чтобы избавиться
от этого штампа, приходите на концерт!
Марина Блинова
|