на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Театр осенних импровизаций, или четыре зарисовки на тему музыкальной свободы

Театр осенних импровизаций, или четыре зарисовки на тему музыкальной свободы

Театр осенних импровизаций.

(четыре зарисовки на тему музыкальной свободы)

 

Несколько раз в год Нижегородский Театр Драмы на несколько дней превращается в Театр Импровизаций. 9 сентября на его сцене состоялся первый концерт ХIV-го Международного фестиваля «Джаз России – 2005».

 

В концерте приняли участие музыканты трёх государств (России, Германии и Литвы), что лишний раз свидетельствует о географической широте «Джаза России». К сожалению, по причинам политического характера не смог добраться из Украины вокальный ансамбль “Man Sound”. Впрочем, были в программе вечера и приятные сюрпризы. Но, обо всём по порядку.

 

Зарисовка первая: Да здравствует мэйнстрим!

Фестивальную программу открыл квартет пианиста Ральфа Шраббе. Выступление этого коллектива у нас в далёком 1994 году запомнилось изобретательными, динамичными соло самого Шраббе и саксофониста Райнера Винцеля. С годами их игра стала лаконичнее, и мы услышали неброский, но качественный мэйнстрим. В квартет недавно влился питерский басист Григорий Воскобойник, музыкант потрясающей ритмической свободы. Альянс от этого явно выиграл: надо было видеть, с каким удовольствием, по-джазовому музыканты «ловят» друг друга!

Нижегородским любителям джаза хорошо знакомо имя вокалистки Яны Тюльковой, исполняющей джазовые стандарты в оригинальной, экспрессивной манере. Яна с отличным драйвом спела в сопровождении квартета Шраббе, уверенно задавая эмоциональный настрой всему ансамблю. Приятно удивила театральность выступления Яны: временами было ощущение, что слушаешь не столько известную джазовую мелодию, сколько простой и искренний рассказ о любви.

 

Зарисовка вторая: Молодым в джаз-рок у нас дорога.

В конце первого отделения организаторы фестиваля преподнесли сюрприз: на сцену вышел  квартет «Смайл». Этот коллектив не был заявлен в фестивальной афише, и о нём  стоит сказать подробнее, тем более что дебют вызвал большой отклик в зале. Недавно возникший на эстрадном отделении нижегородского музыкального училища квартет объединил  преподавателя ударных Михаила Петропавловского, недавнего выпускника, басиста Максима Рыбакова, студента класса гитары Адика Буздыханова, и совсем юного пианиста Тони Карапетяна.

Композиции корифеев современного джаза Хэрби Хэнкока и Чика Кориа «Смайл» исполнил, что называется «на ура». Молодые музыканты играли упруго, свободно, с поистине юношеским задором. Даже традиционную мелодию «Сент-Луи Блюз» ребята сумели подать в свежей джаз-роковой обработке. Браво, молодёжь!

 

 

Зарисовка третья: Горячие литовские парни.

Во втором отделении на сцену поднялись музыканты трио Витаутаса Лабутиса, ярко показавшие себя в нашем городе больше десяти лет назад. Память о том давнем их выступлении согревала сердца нижегородских меломанов, обещая незабываемую встречу вновь. Ожидания оправдались. С первых же аккордов стало ясно, что на сцене три профессионала мирового уровня.

Их выступление точнее всего назвать джазовым театром. Саксофонист Витаутас Лабутис создавал виртуозное шоу, в котором было всё – и одновременная игра на двух саксофонах, одновременная же игра на саксофоне и синтезаторе (попробуйте представить, как это выглядит!), пение и танец. Бас-гитарист Леонид Шинкаренко творил настоящие чудеса, успевая играть соло и ритм в дополнение к басу. Ироничный ударник Арвидас Иоффе то неожиданно пел в манере солиста «Раммштайн», то вдруг погружался в глубокую задумчивость. В этом импровизационном спектакле с неформальным оттенком не было ничего надуманного – просто свободное музыкальное общение трёх весёлых людей. На джазовых фестивалях доводилось видеть всякое, но литовское трио настолько впечатляло, что я не удержался и купил диск с его последним альбомом, тем самым, «проголосовав рублём» за этот прекрасный коллектив.

 

Зарисовка четвёртая: А на десерт – джем.

Всё-таки здорово, что есть в Нижнем клуб, куда после хорошего концерта могут отправиться джазмены и их поклонники. В тот вечер на сцене «Джем-Престижа» царила молодёжь. Бывшие и нынешние студенты-эстрадники из музучилища терпеливо ждали своей очереди поиграть сейшен с гостями фестиваля. Как-то очень по-джазовому возникали сами собой необычные ансамбли без солирующего саксофона, или, к примеру, без баса. Никого это не смущало, всем хотелось импровизировать немедленно, не дожидаясь, когда вернётся ушедший курить басист. Джазовая игра настолько захватила всех, что в число ударных инструментов попал даже небольшой столик. Столик подзвучили микрофоном и весь вечер выбивали из него пулемётные дроби. Где ещё кроме «Джем-Престижа» такое увидишь? Джазовый клуб – это место, где звучит даже мебель. На то он и джазовый…

Первый день фестиваля – прекрасный джазовый спектакль на театральной сцене. Свобода, мастерство, юмор. И конечно – ароматный джем-сейшн.

Дмитрий Лившиц

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт