Театр осенних импровизаций.
(четыре зарисовки на тему музыкальной свободы)
Несколько раз в год Нижегородский Театр Драмы на
несколько дней превращается в Театр Импровизаций. 9 сентября на его сцене
состоялся первый концерт ХIV-го Международного фестиваля «Джаз России – 2005».
В концерте приняли участие музыканты трёх
государств (России, Германии и Литвы), что лишний раз свидетельствует о
географической широте «Джаза России». К сожалению, по причинам политического
характера не смог добраться из Украины вокальный ансамбль “Man Sound”. Впрочем,
были в программе вечера и приятные сюрпризы. Но, обо всём по порядку.
Зарисовка первая: Да здравствует мэйнстрим!
Фестивальную программу открыл квартет пианиста
Ральфа Шраббе. Выступление этого коллектива у нас в далёком 1994 году
запомнилось изобретательными, динамичными соло самого Шраббе и саксофониста
Райнера Винцеля. С годами их игра стала лаконичнее, и мы услышали неброский, но
качественный мэйнстрим. В квартет недавно влился питерский басист Григорий
Воскобойник, музыкант потрясающей ритмической свободы. Альянс от этого явно
выиграл: надо было видеть, с каким удовольствием, по-джазовому музыканты
«ловят» друг друга!
Нижегородским любителям джаза хорошо знакомо имя
вокалистки Яны Тюльковой, исполняющей джазовые стандарты в оригинальной,
экспрессивной манере. Яна с отличным драйвом спела в сопровождении квартета
Шраббе, уверенно задавая эмоциональный настрой всему ансамблю. Приятно удивила
театральность выступления Яны: временами было ощущение, что слушаешь не столько
известную джазовую мелодию, сколько простой и искренний рассказ о любви.
Зарисовка вторая: Молодым в джаз-рок у нас дорога.
В конце первого отделения организаторы фестиваля
преподнесли сюрприз: на сцену вышел
квартет «Смайл». Этот коллектив не был заявлен в фестивальной афише, и о
нём стоит сказать подробнее, тем более
что дебют вызвал большой отклик в зале. Недавно возникший на эстрадном
отделении нижегородского музыкального училища квартет объединил преподавателя ударных Михаила
Петропавловского, недавнего выпускника, басиста Максима Рыбакова, студента
класса гитары Адика Буздыханова, и совсем юного пианиста Тони Карапетяна.
Композиции корифеев современного джаза Хэрби
Хэнкока и Чика Кориа «Смайл» исполнил, что называется «на ура». Молодые
музыканты играли упруго, свободно, с поистине юношеским задором. Даже
традиционную мелодию «Сент-Луи Блюз» ребята сумели подать в свежей джаз-роковой
обработке. Браво, молодёжь!
Зарисовка третья: Горячие литовские парни.
Во втором отделении на сцену поднялись музыканты
трио Витаутаса Лабутиса, ярко показавшие себя в нашем городе больше десяти лет
назад. Память о том давнем их выступлении согревала сердца нижегородских
меломанов, обещая незабываемую встречу вновь. Ожидания оправдались. С первых же
аккордов стало ясно, что на сцене три профессионала мирового уровня.
Их выступление точнее всего назвать джазовым
театром. Саксофонист Витаутас Лабутис создавал виртуозное шоу, в котором было
всё – и одновременная игра на двух саксофонах, одновременная же игра на саксофоне
и синтезаторе (попробуйте представить, как это выглядит!), пение и танец.
Бас-гитарист Леонид Шинкаренко творил настоящие чудеса, успевая играть соло и
ритм в дополнение к басу. Ироничный ударник Арвидас Иоффе то неожиданно пел в
манере солиста «Раммштайн», то вдруг погружался в глубокую задумчивость. В этом
импровизационном спектакле с неформальным оттенком не было ничего надуманного –
просто свободное музыкальное общение трёх весёлых людей. На джазовых фестивалях
доводилось видеть всякое, но литовское трио настолько впечатляло, что я не
удержался и купил диск с его последним альбомом, тем самым, «проголосовав
рублём» за этот прекрасный коллектив.
Зарисовка четвёртая: А на десерт – джем.
Всё-таки здорово, что есть в Нижнем клуб, куда
после хорошего концерта могут отправиться джазмены и их поклонники. В тот вечер
на сцене «Джем-Престижа» царила молодёжь. Бывшие и нынешние студенты-эстрадники
из музучилища терпеливо ждали своей очереди поиграть сейшен с гостями
фестиваля. Как-то очень по-джазовому возникали сами собой необычные ансамбли
без солирующего саксофона, или, к примеру, без баса. Никого это не смущало,
всем хотелось импровизировать немедленно, не дожидаясь, когда вернётся ушедший
курить басист. Джазовая игра настолько захватила всех, что в число ударных
инструментов попал даже небольшой столик. Столик подзвучили микрофоном и весь
вечер выбивали из него пулемётные дроби. Где ещё кроме «Джем-Престижа» такое
увидишь? Джазовый клуб – это место, где звучит даже мебель. На то он и
джазовый…
Первый день фестиваля – прекрасный джазовый
спектакль на театральной сцене. Свобода, мастерство, юмор. И конечно –
ароматный джем-сейшн.
Дмитрий Лившиц
|