Признаться, я не особенно люблю современное
искусство живописи. Точнее будет, если я скажу, что не совсем его понимаю. С
гораздо большим наслаждением я смотрю на картины Репина, Поленова, Шишкина,
Левитана. Но так как я очень люблю живопись, то, естественно, мне интересно и
то новое, что появляется в наше время.
Меня мучили разные догадки, когда я направлялась к
художественному музею: будет ли эта выставка чем-то особенным, заставит ли меня
какая-нибудь картина улыбнуться, а, может быть, пленит настолько, что
навернутся слёзы, но ведь может получиться и так, что в душе ничего не
останется, будет лишь удовлетворение от знакомства с новым для меня художником.
Но вот предо мной предстала женщина, в руках её
были кисти, перед ней – холст и палитра с её творческими исканиями. На вид ей
было около 45 – 50 лет: черный свитер, красная клетчатая юбка, каштановые
волосы, аккуратно уложенные, взгляд, устремлённый в нашу сторону. Создавалось
впечатление, что она на одно мгновение отвлеклась от своего дела. На нас смотрели
спокойные, мудрые глаза, которые словно пытались распознать с каким чувством мы
пришли в её «дом», чем нам интересно её поприще, и с какими словами и мыслями
мы уйдём отсюда. Да, это автопортрет Александры Васильевны Сайкиной, которая
сегодня встречала нас на пороге.
Пройдя по залам, в которых были представлены её
работы, я была весьма удивлена. Её стиль показался мне необычным для искусства
конца XX века.
Не удивительно, что Александра Васильевна
продолжает то, что зародилось в XVIII - XIX веках. Своих главных наставников
она нашла в Пензенском художественном училище, ей довелось учиться у таких
мастеров, как И.С. Горюшкин-Сорокопудов и М.Е. Валукин. В свою очередь, первый
был учеником И.Е. Репина, второй – В.А. Фаворского. Окончив училище в 1949 году,
А. Сайкина поступила в Харьковский художественный институт, а через 6 лет, в
1955-м вернулась на работу в Горький. В 50-е годы были написаны самые ранние
работы: «Портрет отца», «На Волге», «Недалёкое прошлое (село Сокольское)»,
«Кинешма». 60-е – 70-е годы стали определяющими в творческом пути.
В 1978 году состоялась первая персональная выставка
работ Александры Васильевны. И через столько лет, в том же нижегородском
художественном музее мы вновь видим работы этой «художницы» (так Александра
Васильевна сама себя называла, и ей это слово не казалось легковесным). Её
картины словно разговаривают с нами, рассказывая об авторе вовсе не так, как
поведала бы она сама. Мы видим её с другой, скрытой от простого взгляда
стороны.
Первая комната, в которую я вошла, была наполнена
самыми разными «запахами». Цветы, переполняющие эту залу, излучали солнечный
свет и тепло, в то время как за окном моросил холодный осенний дождь и завывал
грозный ветер. Нам же выпала удивительная возможность посетить летний сад,
полный благоухания и пения птиц. Розы, пионы, черёмуха, дельфиниумы – этим
Александра Васильевна встречала своих гостей.
На многих картинах преобладает красный цвет - цвет
праздника. После знакомства с творчеством А. Сайкиной, я пришла к выводу, что
огромное значение для неё имеет выбор
цвета. И даже на красный мы реагируем по-разному: на картине «Гаврила Поляков –
мастер городецкой росписи» - он теплый, солнечный, им пропитано всё полотно и
на картине «1918 год. А.М. Коллонтай», где сквозь большую комнату посмотрев в
окно, за ним мы увидим высотное здание холодновато–красного тона. Детские
портреты, рождающиеся благодаря её кисти, очень разные, но в чём-то все они
похожи. Их объединяет тепло, которым они пропитаны, но в каждом чувствуется
свой собственный характер. Равнодушным, слегка холодным взглядом смотрит на нас
«Ксюша». Она сидит в сиреневом платьице на тёмном стуле, глядя на нас карими
глазами. На фоне хохломской росписи мы видим «Андрюшу»: в красной рубашке, но
почему-то с грустным взглядом, устремлённым в сторону. Александра Васильевна
очень любит деревню. У неё и сейчас есть дача в Ахлебаихе, на которой она
проводит лето. «Ахлебаиха», «Утро», «Старые амбары», «Натюрморт. Окно» -
спокойная, уравновешенная деревенская жизнь.
С огромным сожалением, глядя на эти изумительные
картины, я понимала, что это – искусство, которое уходит.
«Это, наверное, замечательный человек» - подумала
я, и меня охватило желание познакомиться с ней или, хотя бы с тем, кто знает
Александру Васильевну. Со мной любезно согласилась поговорить куратор этой
выставки, искусствовед, член ТСХР Ирина Владимировна Миронова.
Скажите, пожалуйста, Ирина Владимировна, как давно вы знакомы с А.В.
Сайкиной?
Наша первая встреча
состоялась в 2002 году, когда я курировала выставку Вячеслава Фёдоровича
Жемерикина. На ней ко мне подошла Александра Васильевна и обратилась с просьбой
помочь ей в организации её выставки, которую она планирует сделать к своему
восьмидесятилетию. В этом году, 23 февраля у неё был юбилей и, как видите,
выставка состоялась. Здесь представлена 101 работа, из них в коллекцию музея
входят всего пять. Александра Васильевна некоторые свои картины дарила, какие-то
находятся у её детей и внуков, поэтому мы собирали их, в буквальном
смысле, по всему Нижнему Новгороду.
– Писала ли она картины на заказ?
– Единственная её
работа, написанная по заказу – это «Утро», но её так и не купили. Александра
Васильевна и сейчас продолжает работать, но уже, конечно, не в таком объёме как
раньше. По её собственным словам, она, может быть, напишет ещё натюрморты и
цветы.
– Какие отзывы вы слышите в адрес этой выставки?
–
Самые положительные. Зрители всегда любили картины Сайкиной.
Их привлекала эмоциональность, красочность, свежесть живописи. И при этом, в
отличие от большинства выставляющихся тогда работ, не ощущалось назойливой
назидательности, ложного пафоса. Напротив, чувствовалось искреннее увлечение
темой, уважение к человеку, интерес к его жизни – не столько общественной,
сколько частной, бытовой. Наш сегодняшний зритель, по-моему, с удовольствием
ходит по залам с работами Александры Васильевны.
Какое счастье, что ещё есть художники, которые в
своём творчестве сохранили классические традиции!
Мария Макарова
|