Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
«Я слышу,
что это – музыка», - говорила Айседора Дункан, слушая Есенина.
Действительно, стихи поэта звучат как «лирическая, грустно-щемящая» мелодия.
Возможно, именно поэтому творчество Сергея Есенина близко многим композиторам,
среди которых особое место занимает Георгий Свиридов. В связи с этим возникает
вопрос – в чем проявился союз двух художников? Что общего между ними? С этими
вопросами я обратилась к заведующему кафедрой теории музыки, – профессору
Владимиру Михайловичу Цендровскому, чьи труды по
творчеству Свиридова (О гармонии Свиридова; Два хора Свиридова на слова
Есенина; Претворяя традиции классики и др.) открыли новую главу в отечественном
музыковедении.
- Владимир
Михайлович, почему Вы, как исследователь, обратились к музыке Свиридова,
написанной именно на тексты Есенина, что
Вас в ней заинтересовало?
- Мне предложили написать статью в журнале
«Советская музыка» по творчеству Свиридова. Я выбрал сочинения на тексты
Есенина, потому что, на мой взгляд, они очень удачно характеризуют стиль
композитора, подчеркивая «русское» в его музыке. Произведения Свиридова на
тексты западных поэтов (Бернса, Шекспира) не так точно выражают это
национально-русское начало.
-Владимир
Михайлович, как Вы думаете, что характеризует есенинский цикл Свиридова?
- Прежде всего, двух художников объединяет национально-русское начало, которое
подчеркивается обращением к традициям русской музыки. А традиции всегда
заслоняют в наших глазах новизну. Они не способствуют проявлению современности свиридовского языка, скорее наоборот, создают некую
опасность консерватизма, остановки. Но Свиридов это преодолевает. В его
творчестве мы находим претворение русских традиций на новом уровне, который
можно охарактеризовать термином «новая простота».
- В чем, по Вашему мнению, точки соприкосновения двух
художников – Есенина и Свиридова?
- И Есенин, и Свиридов – подлинно русские
художники, это первое, что их объединяет. И тот, и другой интересуются
вопросами общественно- гражданскими.
Россия их интересует не просто как явление национальное, но и как социальное.
Прошлое страны, пути по которым она идет – все это их глубоко волнует. Их
объединяет и то, что оба жили в непростые для России годы.
Общим для их творчества является еще и обращение
к религиозным мотивам.
Кроме того, их роднит любовь к русской природе. Эта
тема широко претворяется и в есенинских стихах, и в свиридовской
музыке.
Беседовала Нина Колипова.
“Любя твой день и ночи темноту,
Тебе, о Родина, пою я песню ту.”
(Из хора Г.В.Свиридова “Табун” на стихи С.Есенина)
“В одно огромное художественное впечатление
сливается сейчас для нас музыка Свиридова и поэзия Есенина. Перечитываешь стихи
- и они не только мягко переливаются красотой слова и увлекают образом, они
звучат. Звучат мелодией распевной, изящной и простой, ясной и глубокой. Звучат
мелодией Свиридова…”(Ю. Евдокимова «Поэт
России»)
В преддверии
юбилея Сергея Есенина мы беседовали о родстве двух величайших русских
художников с музыковедом, доктором искусствоведения, профессором, зав. кафедрой
истории музыки ННГК - Тамарой Николаевной Левой.
- Как Вы думаете, почему именно Свиридову
удалось первому написать значительные сочинения на есенинские стихи?
- Их
объединяет тематика творчества: интерес
к теме России. Свиридов стремился раскрыть этот мотив в философском,
трагедийном аспекте и, безусловно, находил для этого импульс в поэзии Есенина.
Сергей Есенин - фигура знаковая и притягательная, прежде всего своей особой
трагической судьбой, о которой писал ещё Владислав Ходасевич в своём
«Некрополе». В этом смысле он привлекает многих и сейчас. Вспомним телефильм с
Сергеем Безруковым в главной роли; и в нем есть позднейшие инсинуации о том,
что кто-то убил Есенина. Это уже приметы постсоветских лет, когда
пересматривается всё и вся. С моей точки зрения, никаких поводов для такого
пересмотра нет. Ходасевич в этом смысле всё сказал о трагедии Есенина, о его
гибели, о том, что такой конец был абсолютно предопределён. Что же касается
Свиридова, то с Есениным его сближала ещё религиозная окрашенность творчества:
вспомним “библейские кантаты” “Светлый гость” и “Отчалившая Русь”.
- Как вы
думаете, можно ли создать адекватный музыкальный вариант стихотворного текста?
- Для
композитора не столь важен стихотворный сюжет как таковой, сколько некий сверхсюжет и концепция. Большие композиторы подбирают стихи
с тем расчетом, чтобы дать представление не просто о сюжете конкретных
стихотворений, но о самом поэте, его судьбе и духовном содержании его
творчества. Так поступает Шостакович, когда пишет на стихи Цветаевой и
Микеланджело, Слонимский в «Голосе из хора» на стихи Блока, и, конечно,
Свиридов в “Поэме памяти Сергея Есенина”, где действительно вырисовывается
личность поэта и его трагическая судьба.
- Значит, поэт и композитор должны быть близки
по духу?
- Бывает
по-разному. В принципе, при отборе стихов такая близость необязательна. Как
правило, круг литературных склонностей композитора довольно широк, а материал
отбирается в связи с конкретными замыслами. У некоторых композиторов особых
литературных предпочтений, в общем, нет, и может быть довольно большой разброс
склонностей. У Свиридова же, такие предпочтения, безусловно, были. Это,
конечно, русская классическая поэзия, и Есенин здесь занимает видное место,
наряду с Блоком, Пастернаком, Маяковским.
Беседовала Татьяна Трактина.
Музыка
стихов
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Неудержимо, неповторимо
Всё пролетело… далече… мимо…
Сердце остыло, и выцвели очи…
Синее счастье! Лунные ночи!
С. Есенин
Если у музыкантов спросить, с каким композитором у
Вас ассоциируется имя Сергея Есенина, мы сразу получим однозначный ответ – с
Георгием Свиридовым. Заведующий кафедрой хорового дирижирования,
профессор Виктор Алексеевич Куржавский поделился
своей точкой зрения.
Как Вы относитесь к поэзии Сергея Александровича
Есенина, и как, по-вашему, она отразилась в хоровом творчестве русских
композиторов?
Его поэзия в моём человеческом «я» занимает одно из
главных мест. Я люблю Есенина за простоту и искренность языка, за музыку
стихов, пронизанную чувством любви к тем местам, где он родился и рос - к
России. Музыканты и композиторы часто обращались к его творчеству, так как не
могли остаться равнодушными к его поэзии. Наиболее яркое отражение она нашла в
произведениях Георгия Свиридова.
Но ведь не только Свиридов писал музыку на стихи
Есенина, почему же именно его произведения наиболее известны?
Разные авторы обращались к стихотворениям Сергея
Есенина, но более глубоко это выразилось в хоровых сочинениях. На вершине
пирамиды композиторов стоит Свиридов, ибо по мироощущению, пониманию России и
её образов эти художники весьма схожи.
Георгий Свиридов подарил известность некоторым стихотворения Есенина,
создав выдающуюся музыку. Прежде всего, это отразилось в поэме «Памяти Сергея
Есенина», в которой образ поэта был прочтён биографически
точно и проникновенно.
Приходилось ли Вам исполнять произведения на стихи
Сергея Александровича?
Практически все произведения мы проходили в классе
по дирижированию со студентами. Это хоры Ю. Фалика, Р. Бойко, Г. Свиридова. Исполнял с хором всего два
произведения Свиридова из цикла 5 хоров на стихи русских поэтов – это «Табун» и
«Вечером синим».
Почему для концертного исполнения вы выбрали именно
эти два хора?
Интонация стиха и музыка Свиридова вызывает у меня
удивительное чувство, которое сродни моему внутреннему миру и напоминает мне
образы, дорогие с детства.
Мария Макарова
Простые стихи
Дорога представлялась долгой и нудной. Но в этом
есть своя прелесть. Пока едешь, можно любоваться природой, наблюдать, как
желто-зеленые деревья в лучах полуденного солнца провожают тебя. «По-осеннему
сыплет ветер, По-осеннему шепчут листья». Сколько грусти и величественной
загадки в этом! Вдруг вспомнились строки:
Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да полосенка,
Да заречная коса…
Стихи я любила с детства, позднее это перешло в
серьезное увлечение творчеством Сергея Есенина. Мне кажется, секрет его
популярности и узнаваемости в близости к простому народу. Есенину с невероятной
точностью удавалось описать красоту не только природы, но и простого уклада
жизни, нравов русского человека. Как прекрасно то, что нас окружает, как прекрасно
то, что я вижу сейчас за окном. Это чувство похоже на испытанное в детстве –
радость, удивление, от общения с природой.
Помню, одним из первых потрясений для меня была гроза. Яркие вспышки молнии,
раскаты грома поражали сверхъестественной силой. Я прыгала от восторга под
проливным дождем, наблюдая, как крупные капли барабанят по крышам домов.
Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…
А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.
Со временем свои детские переживания я услышала в
есенинской поэзии. Я знала наизусть почти весь сборник его стихов.
За окном грустила теплая осень, а в моих мыслях
проносились бессмертные строки. Поездка оказалась удивительно быстрой: шесть
часов пролетели, как четверостишье. И это четверостишье было прекрасно, как
весь проделанный путь.
Ольга Орликова
|