В ноябрьском концерте фестиваля «Отражения…Музыка и
живопись» прозвучали камерные произведения прославленных классиков современности
- Антона Веберна, Альфреда Шнитке
и Арво Пярта. Открытием концерта
явилось сочинение молодого современного чешского композитора Милоша Бока- Месса brevis для
меццо-сопрано, детского хора и органа.
Одной из наиболее острых тем в современном искусстве является духовная
тема. Во все времена художники и музыканты создавали свои творения на духовные
сюжеты или тексты, и вопрос о месте человека на земле не один раз являлся
определяющим. На рубеже XX-XXI
веков эта тема привлекает не только зрелых мастеров, но и молодых, только
открывающих для себя путь в искусстве. Не случайно обращается к жанру мессы
молодой чешский композитор Милош Бок. «Звучание хора
детских голосов подобно ангельской музыке в небесных сферах», так говорит сам
автор.
Эмоциональный строй представленной в этом концерте
музыки обусловлен стремлением человека приблизиться к Вечному,
со всеми возможными препятствиями у него на пути возникающими. Такова
драматичная, острая, конфликтная, напряженная, но вместе с тем и задумчивая, ожидающая чего-то музыка сонаты Шнитке.
Внутренняя отрешенность и созерцательность исходят от намеренно ограниченной в
средствах и приемах, строгой музыкальной ткани произведений Веберна
и Пярта. Но и здесь невозможно не разглядеть как на
«Чистом листе»(Tabula
Rasa, Арво Пярта), как и в только что
родившейся душе развивается внутреннее стремление человека к самосознанию, преодолевая
нечто, как будто мешающее этому. И совершенно логичной в этом смысле
представляется вторая часть, - все усмиряющая, вечная, чистая «Тишина» (Silentium)
Изобразительный ряд, представленный работами
нижегородских художников Ю. Макаренкова, М. Приданова
и М. Дуцева, составляет естественный резонанс к
музыке, звучащей в концерте. Картины всех трех авторов воплощают именно те
духовные первоосновы бытия, в которых ищет внутреннюю опору наш современник.
Перед нами – художники трех поколений, работающие в фигуративной,
реалистической манере. Всех троих объединяет общая нацеленность творчества на
воссоздание положительного идеала добра, света, гармонии, душевной чистоты.
Светлый поэтический взгляд на реалии мира, открытость красоте, необычайная
искренность и теплота, добрая, целящая энергетика картин роднят между собой
этих серьезный и глубоких мастеров. Между тем, каждый представляет яркую индивидуальность,
своей неповторимый стиль.
Обе творческие направленности- и изобразительная, и
музыкальная взаимодополняя, взаимопроникая друг в
друга отражают мысли и стремления современного человека к Вечному, побуждают
размышлять и слушать свое сердце.
Кандидат искусствоведения Ольга Сафонова
|