Проблема "отцов и детей" занимала умы
мыслителей всех времен, но Максим Горький сформулировал ее, как риторический
вопрос, уходящий в вечность… Ни "Васса Железнова", ни "Мещане" не дают ответа
на отчаянное "Как же быть? Как сохранить семью, как связать разомкнутую
связь поколений?" Однако обе пьесы так отчетливо и с таким волнением
рассматривают разные проявления семейного неблагополучия, что вновь и вновь, в
смутные времена, появляются на сцене и заставляют зрителей задуматься. "Васса Железнова" сейчас идет в ТЮЗе,
"Мещане" поставлены в Учебном театре театрального училища. О
последнем спектакле хотелось бы поразмышлять, ведь он интересен не только игрой
молодых актеров, но и современным восприятием сюжета и проблематики горьковской
пьесы.
Атмосфера закоренелого "домостроевского уклада"
скрупулезно воссоздана режиссером спектакля заслуженным деятелем искусств
России Львом Беловым по ремаркам драматурга: есть тут и "круглый
стол", и аккуратно, "правильно" расставленные стулья, и мерно
тикающие старинные часы, отсчитывающие долгие минуты бесцельно проживаемой
жизни… Мучительно долгими они кажутся не только детям Бессеменова
- Петру, слоняющемуся без дела бывшему студенту, и Татьяне, учительнице, не
находящей радости в жизни из-за отсутствия любимого дела, мужа и друзей,
но и самим старикам – зажиточному мещанину и его жене Акулине Ивановне которые,
вырастив детей, дав им образование, тем не менее, пришли к выводу, что жизнь
прошла зря…
Удивительно
реалистичная игра А. Красненкова в роли Бессеменова заставила нас, зрителей поверить в его
"нелегкую мещанскую" судьбу: уверенность в "своей правде" и
в то же время мучительные переживания из-за разлада в семье отражались в каждой
взрывной фразе и в каждом усталом уставшем жесте главы дома.
Мать,
Акулина Ивановна (Т.Рябова), всячески стараясь примирить семейство, играет роль
громоотвода. В спектакле, как и в пьесе, этот образ не столько отличается
яркостью, сколько "разряжает" конфликтное поле в доме Бессеменовых. Жизнь каждого из персонажей мещанского дома наполнена
тягостью бытия, и игра актеров это передает убедительно и достоверно.
А. Мошкова не наделяет Татьяну ни надменностью, ни
жеманностью, что подчеркивал драматург, молодая красивая актриса ограничивается
демонстрацией усталости своей героини – от жизни, от себя самой и окружающих.
Это суживает рамки образа. А.Деулину, игравшего
Петра, на мой взгляд, эта роль тоже не вполне удалась, хотя актер сумел
искренне передать влюбленность своего героя в белокурую Елену Николаевну
(М.Мартынова).
Образование
не принесло молодым героям свободы и счастья, не помогло им определить
жизненные цели. Лень и уныние, наряду со спонтанными вспышками протеста против
родительского гнета, уподобляют детей тем же самым обывателям, которых они
презирают, делают их представителями мещанства, от которого они пытались
бежать.
"Татьяна:
Все это выдумано. И всегда в книгах описывают жизнь не такой,
какая она на самом деле… у нас, у тебя, например…
Поля: Пишут
про интересное. А в нашей жизни- какой интерес?"
Старинные
настенные часы все тикали, а жизнь не становилась для молодых счастливее и
ярче, как, например, для Перчихина - отца Поли. Полуумный нищий птичник, вызывающий лишь жалость у
домочадцев, был, на самом деле, счастлив! Ведь каждая минута жизни приносила
ему радость и ту истинную свободу, о которой так мечтали молодые…Рваное пальто,
стертые лапти, но…улыбающиеся глаза и неисчерпаемая доброта, кажущаяся такой
наивной, но такой чистой и настоящей! Образ жалкого, а порой и комичного
юродивого вызвал искреннюю симпатию у зрителей не только за великолепно
сыгранную роль (П.Рыков), но и как увидевших в этом образе то, то искреннее и
откровенное, ради чего приходит в театр каждый из нас…
Спектакль
не отвечает на вопрос, как примирить поколения, но ясно показывает, что
дети гораздо больше похожи на родителей, чем они
готовы это признать, и что переустройство общества следует начинать с самого
себя, равно как искоренение мещанства.
Мурина
Ольга
|