Сергей Сергеевич Прокофьев обладал по-детски чистой
и ясной душой, что полностью отразилось в его музыке. Композитор-сказочник не
мог рассказывать сказки своему внуку Габриэлю,
который родился через 23 года после его смерти. Да и по-русски, как это не парадоксально,
внук великого композитора не говорит. Он родился и всю жизнь (сейчас Габриэлю двадцать девять) прожил в Великобритании. В Россию
он приезжал дважды – в детстве и пять лет назад, но говорит, что хотел бы здесь
жить и работать, объясняя это тем, что на Родине его отца и деда лучше понимают
искусство.
«Вот – дивное дарование! Огненное, живительное,
брызжущее силой, бодростью, мужественной волей и увлекающее непосредственностью
творчества», - так писал о творчестве Сергея Сергеевича Прокофьева Асафьев.
«Если прислушаться к музыке Габриэля Прокофьева, то
можно найти в ней немало общего с музыкой его великого деда», - пишут о внуке
Сергея Прокофьева британские критики.
Сам молодой композитор хочет, чтобы его творчество
оценивали по таланту, а не по фамилии. Именно поэтому написать на афише свою
настоящую фамилию он решил недавно, когда в Лондонском музыкальном колледже
состоялась премьера его Первого струнного квартета. Хотя музыкой Габриэль занимается с 10 лет, и имеет высшее музыкальное
образование, в Великобритании, да и по всей Европе, он известен как лидер электро-пост-панк группы Spectrum
под именем-отчеством Gabriel Olegavich.
В прошлом сезоне они отработали в Германии, Бельгии, Голландии, Франции, 75
концертов. А 18 октября этого года приехали в Нижний Новгород. Визит Габриэля и его группы в Нижний Новгород остался малозамеченным.
Яркая, а порой – и гремучая – музыкальная смесь
оказалась непривычной для нижегородцев. Мастерство, раскрепощённость,
артистизм и непосредственность, стали для тех, кто попал на концерт, глотком
свежего воздуха. Свежего западного менталитета.
Панк
и индастриал для Spektrumа не
пустые слова, а материал, из которого сформировался их музыкальный вкус. В их
музыке слышится некая насмешка над современной одержимостью музыкантов
электронными технологиями.
Но, несмотря на эксцентричность и склонность Spektrum’а к абстракции, в их музыке сохраняется и
электронное поп-звучание. В композициях Spektrum’a
всё же слышны некие аллюзии на танцевальность.
Ещё одна особенность группы – влияние африканских
мотивов, воплощением которых является чернокожая солистка группы Lola Olafisoye. Её голос звучал
то легко и нежно, то угрожающе. Больше всего к ней подходит слово «блеск» -
блестящим были и её голос, и пластика, и кожа.
С журналистами кудрявый светловолосый стройный
русский англичанин разговаривал очень охотно.
- Что
означает название «Спектр»?
- «Спектр» - это ряд цветов, в нашем случае – ряд
звуков. Мы открыты экспериментам, используем и натуральные, и синтезированные
звуки. Кроме того, спектр – это ещё и ряд разных стран: я большей частью
(улыбается) из России, наша солистка – из Нигерии, остальные – из Англии.
- Вы
считаете себя русским или англичанином?
- Хотя я родился и всю жизнь живу в Англии, мне нравится
думать, что я русский, мне нравится русское искусство. Я считаю, что в
Великобритании всё более коммерческое. Я хотел бы однажды вернуться в Россию и
жить здесь.
- Вы известны в Европе больше как композитор
или ди-джей?
Как композитор я ещё только начинаю, поэтому больше
известен как ди-джей.
- Как Вы
относитесь к современной академической музыке?
- Некоторые сочинения мне нравятся. Но в других я
слышу, что композитор больше думает о себе, а не о слушателе, т.е. не о том,
как его музыка звучит.
- Как Вы
думаете, понравилась ли бы Ваша музыка Сергею Сергеевичу?
- Не знаю. Возможно, он бы посчитал её дикой, но
его душа была молодой, так что – может быть, и понравилась бы…
… И всё же слишком велик соблазн сравнить двух
Прокофьевых. Открытость новому, интерес к разным национальным культурам,
театральная пластичность, артистизм, резкость, а порой – и шокирующая брутальность, и, наконец, общий мажорный тон творчества
сближают внука и деда. Остаётся гадать, что мог бы сказать о funk’е композитор с мудрой и юной душой. Однако, думается,
что Габриэля он бы одобрил. Потому что судил бы не по
фамилии, а по таланту.
Анна Фортунова
|