на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  "Я - ансамблист по натуре"

Я - ансамблист по натуре

Отправляясь на это интервью, поймала себя на мысли, что уже сам этот жанр, как ни один другой, подходит к характеру и credo моей собеседницы, посвятившей свои музыковедческие штудии искусству ансамбля. Результатом её многолетних исследований стала книга "Из истории камерно-инструментального ансамбля", готовая вот-вот выйти из печати. По сути, ансамблем является вся жизнь её автора – Инны Михайловны Храмовой. Пронизанная тонкими, интеллектуально насыщенными "диалогическими обертонами", она состоит из множества дуэтов (терцетов, квартетов…) – с педагогами, учениками, друзьями. Даже начало книги – благодарное посвящение замечательным ансамблистам, записи которых помогли в работе над ней: Исааку Кацу, Александру Броуну, Герману Гаврилову, Александру Бендицкому, а также учителям и коллегам - закономерно диалогично.

 

Teil I. Klavierauszug.

 

В. К.: - Инна Михайловна, расскажите, пожалуйста, о тех, с кем Вы делали свои первые шаги по ступенькам музыкальных знаний.

И. М.: - Моим первым педагогом по фортепиано была Александра Ивановна Малышева. Её муж многие годы руководил Капеллой мальчиков, а она работала в автозаводской музыкальной школе. Поскольку у меня долго не было инструмента, Александра Ивановна нашла очень хороший выход, составив ансамблевые пары с теми девочками, у которых я могла бы позаниматься. Мы играли в четыре руки, затем я следила, как готовит свою программу моя партнёрша, потом играла сама. С тех пор я - ансамблист по натуре. Всегда играю басовую партию (смеётся), везде, где приходится, наверное, и в жизни тоже.

Вторым школьным педагогом, оставившим тёплые воспоминания, была Кира Николаевна Солодова. Это была очень эффектная женщина. Молодая, красивая, краснощёкая, всегда в хорошем настроении. На наши занятия её привозили на мотоцикле! Светлый человек, мы были рады ей всегда и любили её очень. Она была замечательным рассказчиком. С 5-го класса я стала мечтать о том, что когда-нибудь буду, как она, рассказывать и Бахе и Моцарте. И рассказывала друзьям, удивляясь, что меня слушают.

В. К.:  - А с кем Вы занимались в училище?

И.М.: -Хотелось бы вспомнить Веру Сергеевну Вишнякову, педагога по фортепиано. Высокая и немного грузная, всегда внимательная и добрая, она учила меня избавляться от "самоедства": "Не стой у стенки! Не думай, что, если кто-то лучше тебя одет, умней"…

Позже на наши занятия по гармонии пришёл белокурый и прямой, как тростинка, Владимир Михайлович Цендровский. Он казался нам каким-то божеством…

Музыкальную литературу вела Валентина Григорьевна Блинова, и очень своеобразно, как я сейчас понимаю. На её уроках многие сочинения мы играли в четыре руки – ноты достать было трудно, а записей почти не было, поэтому каждое произведение изучали пальцами. В будущем это очень даже пригодилось. А дальше была уже замечательная плеяда консерваторских педагогов.

 

Teil II. Klang und Ausklang.

 

В. К.: - Первое место в воспоминаниях о студенчестве, должно быть, отведено Житомирскому…

И.М.: - …тем более, что он очень скоро стал другом нашей семьи и оставался им до конца жизни, как и Виктор Петрович Бобровский, и некоторые другие Д. В. с 1956 года стал заведовать кафедрой истории музыки, сразу после М. С. Пекелиса. Тогда кафедра была очень малочисленной: И. В. Елисеев, В. Г. Блинова, О. В. Соколов и приглашённая Житомирским А. Г. Корсунская – вот и весь её состав. Запомнилась Александра Григорьевна. Она была замечательной личностью и строгим педагогом - требовала непременно читать всю литературу по теме. Жёстко приучала к дисциплине: как только звучал звонок, она закрывала дверь и ставила стул так, что войти в класс было уже нельзя. Её лекции по истории музыки на II курсе были серьёзными и объёмными… А на III курсе вести историю русской музыки стал сам Житомирский. Что поражало в его лекциях, так это огромный, поистине беспредельный кругозор. Он поднимал такие проблемы, о существовании которых в истории музыки мы даже не подозревали. И всё это – без каких бы то ни было записей. Как-то я заглянула на его стол: там лежала полоска бумаги с номерами страниц клавира.

В. К.: - Олег Владимирович, вспоминая Д. В., говорил о присущей ему "волнующей публицистичности тона"… На лекциях Житомирского его слог был столь же публицистичен?

И.М.: - Он был разный и зависел от темы и типа лекционного занятия.Запомнилая. например, его подробнейший анализ "Руслана и Людмилы" Глинки. Это была пламенная, блестящая речь. Хотелось бежать за клавиром и штудировать его сейчас же.

Хорошей школой для меня была затем и работа на кафедре под руководством Д. В. Он часто бывал на моих занятиях, подбадривал и удивлялся, как это я "держу группу" в сорок человек (в ней были и мои сокурсники по училищу, отставшие от меня по каким-либо причинам). Д. В. тогда ещё не знал, что я уже 6 лет, с третьего курса муз. училища, работала в школе..

В.К.: - Среди Ваших сокурсников в консерватории была и Белла Фёдоровна Егорова…

И.М.: - Нет. С Беллой Фёдоровной мы – ровесники, но она кончала университет, по первому образованию она – филолог, что и было заметно во всей ее работе в консерватории. В консерваторию она пришла подавать заявление, учась на 3-ем курсе университета… И Домбаев тогда её не принял, сказав: "Сначала получите одно образование, потом придёте в консерваторию". И поэтому во времени наши дороги разошлись… Впоследствии она признавалась, что он был прав, ведь в университете им иногда на неделю задавали прочитать, например, 30 (?) романов…)

Teil III. Hausmusik.

 

В.К.: - Не могу, конечно, не спросить про Олега Владимировича. Недавно у был случай вновь убедиться, что, если в компании – Олег Владимирович, то разговор каким-то образом непременно заходит о книжных новинках, вообще о хорошем чтении, поскольку он – известный книгоман…

И.М.: - Он – книгочей. Книгоман – это я. Если что-то когда-нибудь и составляло предмет моей зависти, то это – хорошая домашняя библиотека. Обожаю собирать книги. Он прочитывает ежедневно гору книг, а я, к моему сожалению, лишь время от времени, но зато летом – вволю и запоем.

В.К.: - Ваши сыновья выбрали не музыкальную профессиональную стезю…

И.М.: - Их увлекла техника, хотя оба учились музыке. Младший до сих пор играет на гитаре.

В.К.: - А на кого они похожи, кому подражают в жизни?

И.М.: - Цитируют не меня, а Олега Владимировича – постоянно слышны его фразы, присказки, анекдоты.

В.К.: - Инна Михайловна, в последнее время часто приходится слышать о падении престижа музыковедческой профессии, о том, что она, по сути, умирает… Вы верите в это?

И.М.: - Я верю в разум. Пока на земле рождаются дети, нужна будет и музыка и, как мне кажется, музыковеды тоже.

Какие штрихи можно было бы добавить к портрету героини интервью? Эти штрихи – беспредельная скромность, удивительная женственность, мягкость и доброта, благородство ума. Многое скажут внимательному читателю страницы её исследования и …те, кого она с любовью цитирует. Например, Роберт Шуман, сказавший однажды: "Музыкальные дуэты легко превращаются в дуэты сердец, в общение и разговор родственных душ, в этом их величайшая ценность".

Вероника Карнаухова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт