23 октября в большом концертном зале консерватории
вновь выступали «Солисты Нижнего Новгорода». И снова с сюрпризом: на этот раз
они потрясли нижегородцев музыкой
армянских композиторов (концерт был посвящен 1600-летию армянской
письменности). Вдохновителем и автором идеи этой концертной программы явился
Павел Яковлевич Герштейн, под чьим руководством эта программа звучала в городах
России, Баварии, северной Рейн-Вестфалии. Концерт
стал настоящим открытием для всех собравшихся в зале, подтверждением чему стал
необыкновенно горячий прием слушателями новой музыки.
Накануне концерта состоялась творческая встреча с композитором Степаном
Григорьевичем Шакаряном. Примечательно, что 70 лет
назад 23 октября не стало великого армянского композитора Комитаса. В тот же
день родился Степан Григорьевич Шакарян. Случайно ли
это?... II отделение концерта дирижер начал с исполнения произведения Шакаряна «Поэма памяти Комитаса».
- Скажите,
Степан Григорьевич, Вы – потомственный музыкант?
- Мой дедушка был музыкантом, он играл на народных
инструментах. Сын тоже связал свою жизнь с музыкой. Он – композитор, пианист и
исполнитель на ударных инструментах.
-
Расскажите, пожалуйста, о каких-нибудь наиболее ярких и интересных событиях,
которые происходили в Вашей жизни в годы учёбы?
- Сначала я учился в Ереване у Эдварда Михайловича Мирзояна, затем в Москве у Арама
Ильича Хачатуряна. Со мной учился будущий знаменитый композитор Авет Тертерян. Учась в Московской
консерватории, я прошёл курс гармонии, а когда перешёл учиться в Ленинградскую
консерваторию, встретил в коридоре педагога по гармонии, знаменитого Ю.Н.Тюлина. Он спросил, собираюсь ли я приходить на уроки,
так как московская и ленинградская школы – отличаются. Я пришёл, он дал мне
мелодию, и я сделал 12 вариантов её гармонизации. Профессор был весьма
потрясён.
- Какую
музыку в основном Вы пишите?
- Моя жизнь – это оркестр! Я и себя мыслю в
оркестровом звучании. Поэтому большинство произведений написано именно для него. При том не только для
классического симфонического оркестра, но и для джазового.
- Какие
жанры Вам интересны?
- У меня есть произведения для симфонического
оркестра. Три симфонии: 1 – «Концерт для оркестра», 2- «Хореографическая
симфония», а третья – просто симфония (улыбается – М.М.). Симфонические поэмы
«Армения», «Ария» и др. Я писал и сочинения для камерного оркестра: две сюиты
«Армянские танцы», Французский квинтет, есть хоровые сочинения и многое другое.
- Премьеры
каких произведений прозвучали в последнее время?
- 11 и 12 октября 2005 года в Ереван приезжал
оркестр В. Спивакова. Была исполнена пьеса «Зов
отечества». В основе этой композиции лежала идея прошлого, настоящего и
будущего. Начиналась она церковным песнопением «Шаракан»
и в конце звучало произведение «Крунк» («Журавль»).
Это был успех! Зимой прошлого года в Костроме была исполнена вторая сюита
«Армянские танцы», посвященная первому исполнителю, дирижёру Павлу Яковлевичу
Герштейну.
-
Приходилось ли Вам писать произведения на заказ?
- Да. Для открытия французского посольства в
Ереване мне заказали написать музыку. И я предложил их вниманию французский
квинтет (ретро) «Впечатления первого дня». Имеется в виду впечатления от самой
Франции. 1 часть – «Утро», как бы пробуждение города. Сольный эпизод виолончели
имитирует голос Эдит Пиаф.
2 часть – «Прогулка», прогулка по городу. Я использовал песню, известную в
исполнении Ив Монтана «Парижские бульвары» и
армянский танец в противопоставлении. 3 часть – «Сон». После того, как
сочинение было прослушано, мне сказали, что я упустил самую главную часть – это
ночной Париж! Что уж тут поделать, пришлось дописать 4-ю часть, которая
получила название канкан «Фоли-берже».
- Часто ли
исполняются Ваши произведения и где?
- Исполняются в разных странах: и в Америке, и в
Германии, а вот теперь и в России.
- Как Вы
относитесь к русской музыке?
- С восторгом слушаю музыку М. И. Глинки и
композиторов «Могучей кучки». Вся любовь к русской музыкальной культуре
отразилась в моей инструментовке 10 романсов русских композиторов. Так же у
меня есть пьеса-шутка под названием «Иван Иванович» - эта зарисовка на рояле
изображает, как звучит балалайка.
- Скажите,
пожалуйста, как давно Вы сотрудничаете с Павлом Яковлевичем?
- По-моему, на этот вопрос лучше ответит сам Павел
Яковлевич.
Дальше на
вопросы отвечает П.Я.Герштейн:
- Наша совместная работа началась с 2003 года, в
год столетия со дня рождения Арама Ильича Хачатуряна.
Я решил дать концерт, посвящённый его памяти, но исполнять в очередной раз
«Маскарад» мне показалось банальным. Попечитель Костромского симфонического
оркестра Армине Джуваликян
– родственница Степана Григорьевича. Благодаря ей я познакомился с этим
замечательным человеком. С этого момента и началась наша совместная
деятельность. В прошлом году зимой состоялся новогодний концерт в Костроме из
произведений Генри Манчини и Степана Шакаряна. Прозвучало первое исполнение второй сюиты
«Армянские танцы».
- Почему Вы
решили дать концерт в городе, в котором учились?
- Это покажется странным, но я, увы, очень редко
выступаю в Нижнем Новгороде. Я чаще дирижирую в Москве, Новосибирске,
Красноярске, Минске и других городах России и за рубежом. К сожалению, ни разу
не выступал в Перми, в городе, где я родился. А иногда очень хочется показать
своим педагогам и студентам то, что делаешь, чего уже добился в творчестве. В
каком-то смысле, отчитаться.
- Почему Вы
выбрали именно эту программу?
- Я влюблён в эту программу! В музыке главное,
чтобы она шла от сердца к сердцу. Задача дирижёра состоит в том, чтобы донести
до музыкантов образное содержание, чтобы технологические приемы игры служили
художественным задачам исполнения. Необходимо, чтобы музыканты тоже влюбились в
исполняемую программу. Музыка является действительно шедевром, если она может растопить сердца исполнителей и слушателей,
а эта музыка – именно такая! Программа построена по принципу контраста: в
первом отделении – серьёзная драматическая музыка Э. Мирзояна;
второе отделение – сочинения Степана Григорьевича Шакаряна
– армянский джаз, лирика, обработки армянских народных песен.
- Скажите, а
существует ли запись произведений Шакаряна?
- Пока нет, но в ближайшее время я собираюсь
записать компакт-диск в Костроме, со своим симфоническим оркестром.
Мария Макарова
|