Согласитесь, современная музыка в исполнении «народников» звучит
довольно редко. Еще студенткой музыкального училища я ходила на концерты оркестра и видела, что
публика воспринимает новые произведения прохладнее, чем классику. «Слушатель консервативен, он привык к
узнаванию, а не к познанию», - подтверждает мои мысли дирижер оркестра
Галина Ивановна Перевозникова, - «В свое время и произведения Чайковского были новы и, следовательно,
непривычны для публики, а теперь стали безусловной классикой. Наша задача -
переломить традицию, чтобы к нам на концерты приходили познавать, а не
узнавать. Этого принципа мы придерживались и в формировании новой программы».
Драматургия концерта была выстроена безупречно:
сочинения классиков звучали очень свежо и оригинально, чередуясь с современными
опусами. Торжественная увертюра из оперы Россини "Сорока-воровка"
открывала вечер, а прозвучавшие в начале
второго отделения прелюдия к "Послеполуденному отдыху фавна" К.Дебюсси
и "Танец смерти" Сен-Санса после антракта возвращали нас в мир
музыки.
Произведение С.Губайдуллиной «По мотивам татарского
фольклора» перенесло слушателей в XX век. Внешне сдержанный Михаил Горобцов и
Андрей Горбачев с его открытой
эмоциональностью составили идеальный дуэт: чутко слушая друг друга, они скользили
на грани сближения тембров своих инструментов. Возникало ощущение, что солирует всего один голос - настолько все сплелось в единую линию. Я вдруг
вспомнила, что когда в нашем городе
состоялась премьера этого сочинения, публика просто не поняла такой музыки и
уходила, не дослушав. К концу того
вечера зал практически опустел.
Г.И. Перевозникова: «Нам
не было страшно. Всегда важно найти золотую середину. Например, когда
молдавский танец Жок исполняется в современном
интонационном поле, он воспринимается свежо. А если эта музыка звучит в череде
подобных танцев, она теряется и становится надоедливой. Наше богатство в
разнообразии».
Кстати, этот молдавский танец был сыгран на бис
после Концертной фантазии на темы из оперы «Порги и Бесс» И.Фролова. Безумие джазовых импровизаций на альтовой
домре и балалайке сменилось задорным
танцем с неповторимым ладовым колоритом, особой синкопированной ритмикой. А до
этого звучал Концерт для мандолины Е. Подгайца, исполненный Андреем Горбачевым.
Яркий артистизм солиста, знойные ритмы танго обеспечили успех этому сочинению.
Переложение Концерта для балалайки было сделано самим автором.
Михаил Горобцов выступил не только как исполнитель,
но и как композитор, исполнив «Путешествие к восходу солнца». Внешняя
сдержанность артиста в сочетании с эмоциональной игрой, придавала музыке
неповторимый колорит. Звучание альтовой домры с ее слегка глуховатым тембром напоминало порой восточный инструмент.
Напрасно слушатели боятся новой музыки. Не все
сочинения отличаются поиском новых созвучий, авангардной оркестровкой и полным
отрицанием мелодии. Необычный дуэт щипковых и клавишных гусель
мы услышали в Концерте И.Муравлев. Солистки оркестра Ирина Чуйко и Любовь Абаимова, две очаровательные сказительницы повествовали о
делах давно прошедших. Эпический
характер музыки, выразительная распевная мелодия, опора на интонации русской
песни были тепло приняты слушателями.
Г.И.Перевозникова: «Мы играем для тех, кто
стремится вернуть свежесть восприятия. Для нас важно не уходить в переживания
прошлых веков, а почувствовать пульс нашего времени, который звучит в
сочинениях современных композиторов».
Екатерина Гудкова
|