Что же такое русская крестьянская душа, а точнее,
музыка русской души? Ответ на этот вопрос слушатели концертов 1-го
межрегионального фестиваля рожечной музыки, проходившего в Костроме и Нерехте,
могли получить 10 и 11 сентября 2005 года. В фестивале приняли участие самые
именитые и уникальные в своем роде коллективы. Это и «Владимирские рожечники»,
и московское «Веретенце» и , конечно же, «Нерехтские рожечники», славящиеся
своим искусством вот уже 20 лет. Программа и уровень исполнительского
мастерства показали, что рожечная музыка в современных условиях существует не
как дань моде на экзотические этнические пласты культуры , а действительно как живая и творческая народная
традиция. К счастью, нашлись у фестиваля и спонсоры, и «идейные вдохновители».
Курьировали это нужное дело виднейшие московские ученые-музыковеды,
занимающиеся русским фольклором давно и
основательно, что вылилось в идею создания в г. Нерехта «Центра рожечной
традиции».
По словам Т. В. Кирюшиной, заведующей лабораторией
народной музыки РАМ им. Гнесиных, постоянного гостя Костромской земли:
«Пастуший рожок и рожечная музыка – это важнейшая часть русской музыкальной
культуры. Это самобытное, чисто русское явление. Земля в нашей полосе не всегда
могла прокормить большие крестьянские семьи, и мужчины были вынуждены уходить
на отхожие промыслы, одним из которых был пастуший. Рожок стал их необходимым
орудием труда, так как они еще были и штатными музыкантами. Играющим пастухам
платили гораздо больше. Знаменитый владимирский хор Кондратьева в 19 веке
гастролировал не только в России, но и за рубежом, имея просто бешеный успех.
Записи этого хора сохранились в плохом состоянии, но вот сейчас можно будет
представить, как он мог звучать. Кроме того, они еще были и прекрасными
песельниками. Рожок называют «песенным», а ансамбли рожечников «хорами». Если
пастух не знал слов песни, он никогда не играл ее. Пастух мысленно пропевал
слова песни и соответственно им строил музыкальные фразы. Музыканты всегда были
на виду, в чести. Рожок – это своеобразный музыкальный символ русской культуры.
Он очень развивает музыкальность, хотя и труден для освоения. И сегодня
выступающие ансамбли продемонстрируют синтетичность рожечного искусства, потому
что они и поют, и пляшут, и играют. И я очень рада, что наконец-то на него
обратили внимание и собрали первый в истории России рожечный фестиваль. Я,
безусловно, за ежегодное повторение такого фестиваля и мне кажется, что нужно
создать и центр, и творческие лаборатории, и фонотеку, и библиотеку, и музей
пастушеского искусства. А фестиваль такого рода – проводить не в региональном
масштабе, а в республиканском, потому что есть и другие коллективы, не
приехавшие в этот раз. За это мы и будем бороться в ближайшем будущем». Эти
слова были сказаны в качестве вступительных перед концертом в Костромском зале
дворянского собрания и не вызывают никаких возражений. Этот концерт, как и все
другие, был наполнен живым общением с залом, ценность искусства исполнителей
объяснялась и подчеркивалась прекрасной ведущей, а элементы театрализации
внесли ясность и доходчивость в довольно серьезные моменты музыковедческих
комментариев.
Концерты фестиваля были проведены со всем радушием,
на какое только способны гостеприимные нерехтчане и костромичи. Созданная ими
теплая атмосфера заставила полюбить рожечную музыку всех присутствующих в зале,
как видных музыкантов, так и простых любителей, пришедших на концерт по зову
сердца. Поразило и многообразие исполнительских традиций, и в очередной раз
неоспоримость высокого мастерства нерехтского ансамбля рожечников, особенно
виртуозно и импровизационно представившего слушателям подлинные народные
мелодии. Создалось впечатление, что так играть могут только профессиональные
музыканты, спаянные в единый музыкальный организм многолетним сотрудничеством.
Это отчасти подтвердил и руководитель ансамбля Г. А. Киселев: «Существуем мы
вот уже 20 лет. Есть в ансамбле люди и с профессиональным образованием. Один,
например, трубач» Но еще больше удивило то, что таких специалистов в ансамбле –
меньшинство, и любители нисколько им не уступают. Г. А. Киселев на это
обстоятельство ответил: «Красивую музыку можно играть любую. Мы и джаз играем
неплохо. И образование здесь – не главное. И возраст тоже. Когда играешь такую
музыку,ноты мешают, нужно их забыть».
Уходя с заключительного концерта, я, как, наверное,
и многие из слушавших, унесла с собой частичку тепла и искренности, исходящей
из нашей родной русской крестьянской музыки. Сердце переполнилось гордостью за
мой родной город, который так бережно хранит ценнейшую и древнейшую музыкальную
культуру, и, по-существу, непрерывно продолжает ее традиции уже несколько
веков. Хочется верить, что фестиваль рожечников будет продолжаться и в
следующие годы, что обычные чиновничьи преграды не помешают создать задуманный
Центр рожечного искусства, что на концертах подлинно народной музыки будет
также много слушателей, а атмосфера сохранит свою истинно русскую душевность.
Невольно возникли в мыслях слова: «Нет, не перевелись еще пастухи на Руси!»
М. Витковская
|