на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Нет, не перевелись еще пастухи на Руси!

Что же такое русская крестьянская душа, а точнее, музыка русской души? Ответ на этот вопрос слушатели концертов 1-го межрегионального фестиваля рожечной музыки, проходившего в Костроме и Нерехте, могли получить 10 и 11 сентября 2005 года. В фестивале приняли участие самые именитые и уникальные в своем роде коллективы. Это и «Владимирские рожечники», и московское «Веретенце» и , конечно же, «Нерехтские рожечники», славящиеся своим искусством вот уже 20 лет. Программа и уровень исполнительского мастерства показали, что рожечная музыка в современных условиях существует не как дань моде на экзотические этнические пласты культуры , а  действительно как живая и творческая народная традиция. К счастью, нашлись у фестиваля и спонсоры, и «идейные вдохновители». Курьировали это нужное дело виднейшие московские ученые-музыковеды, занимающиеся русским фольклором давно  и основательно, что вылилось в идею создания в г. Нерехта «Центра рожечной традиции».

По словам Т. В. Кирюшиной, заведующей лабораторией народной музыки РАМ им. Гнесиных, постоянного гостя Костромской земли: «Пастуший рожок и рожечная музыка – это важнейшая часть русской музыкальной культуры. Это самобытное, чисто русское явление. Земля в нашей полосе не всегда могла прокормить большие крестьянские семьи, и мужчины были вынуждены уходить на отхожие промыслы, одним из которых был пастуший. Рожок стал их необходимым орудием труда, так как они еще были и штатными музыкантами. Играющим пастухам платили гораздо больше. Знаменитый владимирский хор Кондратьева в 19 веке гастролировал не только в России, но и за рубежом, имея просто бешеный успех. Записи этого хора сохранились в плохом состоянии, но вот сейчас можно будет представить, как он мог звучать. Кроме того, они еще были и прекрасными песельниками. Рожок называют «песенным», а ансамбли рожечников «хорами». Если пастух не знал слов песни, он никогда не играл ее. Пастух мысленно пропевал слова песни и соответственно им строил музыкальные фразы. Музыканты всегда были на виду, в чести. Рожок – это своеобразный музыкальный символ русской культуры. Он очень развивает музыкальность, хотя и труден для освоения. И сегодня выступающие ансамбли продемонстрируют синтетичность рожечного искусства, потому что они и поют, и пляшут, и играют. И я очень рада, что наконец-то на него обратили внимание и собрали первый в истории России рожечный фестиваль. Я, безусловно, за ежегодное повторение такого фестиваля и мне кажется, что нужно создать и центр, и творческие лаборатории, и фонотеку, и библиотеку, и музей пастушеского искусства. А фестиваль такого рода – проводить не в региональном масштабе, а в республиканском, потому что есть и другие коллективы, не приехавшие в этот раз. За это мы и будем бороться в ближайшем будущем». Эти слова были сказаны в качестве вступительных перед концертом в Костромском зале дворянского собрания и не вызывают никаких возражений. Этот концерт, как и все другие, был наполнен живым общением с залом, ценность искусства исполнителей объяснялась и подчеркивалась прекрасной ведущей, а элементы театрализации внесли ясность и доходчивость в довольно серьезные моменты музыковедческих комментариев.

Концерты фестиваля были проведены со всем радушием, на какое только способны гостеприимные нерехтчане и костромичи. Созданная ими теплая атмосфера заставила полюбить рожечную музыку всех присутствующих в зале, как видных музыкантов, так и простых любителей, пришедших на концерт по зову сердца. Поразило и многообразие исполнительских традиций, и в очередной раз неоспоримость высокого мастерства нерехтского ансамбля рожечников, особенно виртуозно и импровизационно представившего слушателям подлинные народные мелодии. Создалось впечатление, что так играть могут только профессиональные музыканты, спаянные в единый музыкальный организм многолетним сотрудничеством. Это отчасти подтвердил и руководитель ансамбля Г. А. Киселев: «Существуем мы вот уже 20 лет. Есть в ансамбле люди и с профессиональным образованием. Один, например, трубач» Но еще больше удивило то, что таких специалистов в ансамбле – меньшинство, и любители нисколько им не уступают. Г. А. Киселев на это обстоятельство ответил: «Красивую музыку можно играть любую. Мы и джаз играем неплохо. И образование здесь – не главное. И возраст тоже. Когда играешь такую музыку,ноты мешают, нужно их забыть».

Уходя с заключительного концерта, я, как, наверное, и многие из слушавших, унесла с собой частичку тепла и искренности, исходящей из нашей родной русской крестьянской музыки. Сердце переполнилось гордостью за мой родной город, который так бережно хранит ценнейшую и древнейшую музыкальную культуру, и, по-существу, непрерывно продолжает ее традиции уже несколько веков. Хочется верить, что фестиваль рожечников будет продолжаться и в следующие годы, что обычные чиновничьи преграды не помешают создать задуманный Центр рожечного искусства, что на концертах подлинно народной музыки будет также много слушателей, а атмосфера сохранит свою истинно русскую душевность. Невольно возникли в мыслях слова: «Нет, не перевелись еще пастухи на Руси!»

  М. Витковская

       

 

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт