Владимир
Пешков – один из тех ленинградских фотографов, который работал из внутренней
потребности запечатлеть боль и любовь, вечные темы, всю гамму человеческих
чувств
Николай Благодатов
Владимир Пешков хорошо известен в ленинградской
художественной среде как автор многочисленных фоторабот, запечатлевших судьбы
художественного андеграунда, «мастер проникновенного психологического портрета
и гротескного философского обобщения» (по определению искусствоведа Ларисы Скобкиной). Помимо художественной фотографии Владимир
занимается преподаванием, фотожурналистикой, музицированием
и конструированием нестандартных музыкальных инструментов (дребездобездофонов).
Он - член товарищества «Свободная культура», тайный советник «Ложи эротоманов»,
канцлер-хранитель печати филиала Всероссийского барковского
клуба «Граф Казанова».
Впрочем, его имя должно быть знакомо и любителям…кофе, которые побывали
в новой кофейне «Кофемолка» на улице Восстания, 20. Небольшая экспозиция
фоторабот «Реверанс цвету», размещенная по периметру основного зала,
гармонично, но независимо вжилась в мыслительное пространство абажурного
великолепия. Впрочем, константа интерьера и фотокартин
– отнюдь не декаденствующее обилие цвета или
изнурительные подробности полунамеков. В атмосфере новых работ Владимира
Пешкова – ностальгия по атомам мгновенно-прекрасного, которые утрамбовываются в
расщелины железобетонного хаоса жизни.
– Владимир,
в работах последней фотовыставки «Реверанс цвету» Вы не используете
спецэффектов. Чем вызван этот отказ? Стремлением к «чистоте жанра» или же
своеобразным протестом против современных увлечений в искусстве фотографии?
- Ни то, ни другое. За спецэффектами можно не заметить самого главного
– саму суть искусства и жизни. Я никогда не использовал оптику, компьютерные
возможности и другие спецэффекты. Сделать симпатичную фотографию не так уж
сложно. А вот запечатлеть деталь, которая стала бы символом, деталь, из которой произрастает все многообразие мира
– это, пожалуй, искусство. Цифровая фотокамера лишь дополнительный инструмент, он упрощает или усложняет процесс. Но суть
фотоработы от этого не меняется. Бытует мнение, что фотография должна быть
черно-белой, и тогда просматривается
выразительная фактура, графичность. То есть фотография делается по принципу
«ничего лишнего». Но в цветных работах проявляется глубина, увеличивается
образность. Только цвет должен прозвучать
ненавязчивым аккомпанементом к выразительной мелодии линий и света.
– Какой
музыкой звучат Ваши фотографии? В них
много звуковых волн, полифонии, сплетения смыслов…
– Подобные ассоциации должны возникать у зрителя, я не вправе сковывать
их фантазию. Хотя я нахожу некоторые параллели в творчестве Густава
Малера. Во-первых, этот композитор мне близок по творческому стилю. Во-вторых,
я придерживаюсь тех же установок, что и Малер. Если раньше я давал подробные
разъяснения своих фотокартин, как это делал Малер в
первых симфониях, подробно разъясняя содержание каждой части, то сейчас я
стараюсь отказываться от программных толкований.
– Вас не
обижает, когда вашими работами украшают офисы, квартиры, заведения? Нужен ли
для них контекст, например, музейный?
– Ни в коем случае! В таком
подходе вижу совершенно неоправданный снобизм. Я только «за» такое оформление
офисов, кофеен и других помещений. Меня больше удручают безвкусные работы,
которые громоздятся, где им не подобает.
К сожалению, люди, которые могут позволить себе купить стоящее произведение искусства,
не отягощены вкусом и пониманием. А те, кто знает толк и может отличить
бездарное от талантливого, те…
– В ваших работах много
человеческих лиц – открытых, безобразных, смешных, мудрых, отталкивающих,
мечтательных.…Сегодня на улицах трудно встретить открытые, прекрасные лица,
которые хочется запечатлеть?
– Нет, не трудно. За десятилетия мир не изменился.
Вокруг много замечательных людей, много добрых и умных лиц. Другое дело, что в
суете и усталости мы теряем способность различать прекрасное, достойное и
ценное. Может, художнику стало несколько сложнее в сегодняшнем хаосе найти
предмет поклонения. Рецепт в этой ситуации один – тренировать свой взгляд, свою
душу. Когда в каждом незначительном силуэте, блике, линии мы научимся видеть,
слышать и ощущать прекрасное, то и жизнь наполнится удивительным содержанием.
Наталья Колесникова
|