на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Картинки с выставки. Открытие. Современный мир на грани...

Что есть современная музыка? Не задумываясь особо, молодежь начнет радостно выкрикивать названия любимых групп, припомнит на-глазах-рождающееся «фабричное творчество». Чуть более продвинутые – кивнут на запад и важно процитируют названия только что вышедших топ-альбомов европейских рейтингов. Среднее поколение, гордясь интеллигентским прошлым, назовет имена Шостаковича и Шнитке. И даже удивится, покосясь на название фестиваля, почему это он назван по произведению композитора, который умер еще в XIX веке – мол, к современности Мусоргский никакого отношения не имеет?

А в буклете, по страницам которого мы сейчас пробежимся, значатся Зырянов и Мансурян, Беринский и Али-Задэ. Произведения, которые исполняются впервые в Нижнем. Впервые в России. Впервые в мире! Новая музыка… Читаю в буклете: «от того, насколько успешной окажется премьера, как будет воспринят новый опус, вызовет или нет он живой отклик у публики, исполнителей, прессы, критики, зависит, в конечном счете, его судьба: получит ли он редкий шанс включиться в постоянный репертуар и, таким образом, иметь долгую жизнь или же завершит свое существование после первого исполнения». Чувствуете ответственность? А мы, если и заглядываем иногда в академический концертный зал, то либо на концерт любимого композитора, либо на любимого исполнителя. Послушать что-то новое? Да Боже упаси! Так напрягаться…

 

Пролистала пару страниц и подумала, что, пожалуй, по принципу «на любимых исполнителей» можно было пойти: на 11 концертах в фестивале участвовали и Алексей Любимов, и «Солисты Нижнего Новгорода», и яркие исполнители из Германии – Марк и Эмиль Ровнеры, Камилла Шатц, эстеты особо ценят пение Светланы Савенко, а первый и последний концерты фестиваля были исполнены нашим филармоническим оркестром под управлением А.Скульского. И у него есть поклонники… Но почти на каждом концерте фестиваля меня мучили эти незанятые кресла и ощущение обиды за тех, кто приехал, играл, проживал эту музыку – в пустоте.

День музыки, 1 октября. Открытие фестиваля.

По не зависящим от меня причинам не попала на концерт. А как хотелось! Карл Орф – интереснейший композитор, впрочем, его трудно назвать только композитором. Его «Триумфы» - музыкально-театральные действа, почти мистерии, и опера «Бернауэрин», никогда прежде не звучавшая в Нижнем Новгороде – не столько опера, сколько странная, болезненная театральная постановка, эмоции толпы на грани безумия. «На грани» - новая симфония Б.С.Гецелева, ставшая своеобразным эпиграфом фестиваля: не раз я вспоминала ее название впоследствии, на других концертах. Состояние «на грани» - господствующее состояние фестиваля. На грани фола. На грани срыва. На грани сна и яви. На грани гениальности и бездарности.

Спросим у тех, кто был там…  

Анастасия Лямина

Анна Фортунова (голос из зала):

«Картинки с выставки» Мусоргского – фортепианный цикл, написанный в 1874 году, стал в каком-то смысле знаковым для своего времени и последующего развития русской музыки: в нём выражена вера композитора в блестящее будущее и величие России. Академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии под управлением народного артиста России Александра Скульского из цикла исполнялись «Богатырские ворота», в оркестровке М.Равеля.

Премьера Третьей симфонии председателя правления Нижегородской организации союза композиторов России, профессора, заведующего кафедрой композиции и инструментовки Нижегородской консерватории Бориса Гецелева имела успех. По замыслу автора, симфония выражает состояние, характерное для современного мира – неустойчивость, крайнее неравновесие, грозящее обернуться катастрофой. Современный человек нередко находится на грани проблем, нестабильности, неустойчивости, конфликтности – об этом музыка симфонии, хотя какой-то конкретной программы у неё нет. Симфония заканчивается попыткой поисков выхода из сложившейся ситуации, или, по крайней мере, осмыслить происходящее.

Опера Орфа «Бернауэрин», написанная в конце Второй мировой войны, и впервые поставленная в 1947 году, в Германии не сходит со сцены, в России же прозвучала впервые. Сочинение посвящено памяти друга композитора, профессора Мюнхенского университета Курта Хубера, руководителя подпольной антифашисткой организации, казнённого фашистами в 1943 году. Отголоски фашистского судилища над членами общества нашли своё отражение в сочинении Орфа, которое звучит как протест против мракобесия, предрассудков и невежества. В основе либретто – старинная легенда об Агнес Бернауэрин, дочери аугсбургского банщика, ставшей герцогиней. Оклеветанная как ведьма, она была утоплена разъяренной толпой в Дунае. Динамику и яркую эмоциональность в исполнение спектакля вносил чтец - актёр, заслуженный артист России Александр Мюрисеп. Сольные партии исполняли студенты и выпускники Нижегородской консерватории Ульяна Старкова, Егор Клементьев и Сергей Цепелёв. Отметим также и работу с хором аспирантов консерватории Екатерины Брейнер и Лилии Зубановой.

Terra incognita Орфа (голос исполнителя):

Первое исполнение в России – не правда ли, это звучит крайне заманчиво? Первое исполнение баварской музыкально-драматической пьесы «Бернауэрин» Карла Орфа.

Произведение прозвучало в концертном переложении для хора, симфонического оркестра, чтеца и солистов, первоначально же оно предназначалось для сценического исполнения. Сложная задача стояла перед исполнителями и дирижером: в стенах филармонии передать театральное действие.

Первое впечатление о «Бернауэрин» не было только положительным. Возникала масса вопросов. Например, почему мы исполняем произведение на русском языке? В сольных и хоровых эпизодах практически не происходит развитие действия, обо всём нам повествует чтец. Многочисленные повторы нецензурных и вульгарных фраз в хоровой партии, на мой взгляд, только отвлекали зрителей от восприятия музыки. Композитор намеренно использует повторы, но русский текст исказил первоначальный замысел.

Почему многие слушатели уходили из зала? Может быть, им был неприятен текст, который так старались донести до всех хористы; может быть, было непонятно содержание столь необычного произведения. А многие просто не сочли нужным прийти на премьеру. Было обидно, что концерт такой значимости проходил при полупустом зале! Конечно, концерт-премьера предполагает подобное развитие событий. Все мы знаем из истории, что многие выдающиеся произведения, когда исполнялись в первый раз, были не поняты публикой. И не стоит осуждать тех людей, которые просто встали и ушли: премьере не впервой встречать непонимание.

Однако гениальное произведение Орфа в Германии уже стало классикой, часто ставится и любимо. У нас же оно исполняется впервые за 50 лет своего существования – есть о чем задуматься: ведь если оно и в будущем  будет исполняться раз в 50 лет, то так и останется для нас terra incognita.

 

Мария Макарова

 

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт