на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Перекресток культур. Польские "бомбы" в "Орленке"

Польский культурный центр в Москве представлял 12 картин, среди которых - национальные хиты, лучшие фильмы Польши последних лет и признанные шедевры знаменитых режиссёров, таких как Анджей Вайда, Ежи Кавалерович, Анджей Мунк.

«Настоящее» польское кино, несмотря на европейские связи (Польша входит в Евросоюз), не признаёт мировую «моду» в кинематографе на кровь и насилие. Оно интересно, красиво и увлекательно.

Польское кино в «Орленке» – это история страны. Печальная история: Польша как государство не существовала около двух веков. Поэтому фильмы - о воле к свободе, самостоятельности, о праве владеть своим языком и землёй, и, конечно, о трагической судьбе человека. В основном это психологические драмы с грустными финалами.

«Мой Никифор» (режиссёр Кшиштоф Краузе) - история из жизни художника-примитивиста прошлого века Никифора Криницкого. Его не понимают и недооценивают, он медленно умирает от туберкулёза. Но перед смертью приходят слава и признание. Никифора этот успех не интересует, он живёт в своём мире красок и кистей, он – сумасшедший. Как часто бывает в искусстве, случайные и даже трагические обстоятельства способствуют созданию художественного шедевра. Фигура творящего художника  - давно не новая тема для искусства. У «Никифора» есть сестра «по цеху» - «Фрида». Но, в отличие от польского самоучки, Фрида имела образование и общалась с великими художниками, одним из которых был её муж. В «Никифоре» любовная история отсутствует. Но есть в этом образе женское, глубоко скрытое начало – Никифора играет 80–летняя актриса Кристина Фельдман. На 40-м кинофестивале в Карловых Варах этот фильм получил Гран-при, приз за режиссуру и приз лучшей актрисе.

Наверное, это закономерность, что в судьбе великого художника изначально заложен трагизм, иначе его жизнь проходит незамеченной. «Шопен: жажда любви» (режиссёра Ежи Антчак) продолжает психологическую линию сложных взаимоотношений Личности и окружающего мира. Параллельно здесь развивается линия любовных отношений с Жорж Санд. В основу фильма легли известные опусы композитора: этюд a-moll , As-dur, c-moll,  темы из концерта №2, посмертный ноктюрн cis-moll. Музыка здесь – одна из главных героинь, она то представляет Шопена публике (сцена в парижском музыкальном салоне), то становится предметом ссор и скандалов (сын Морис Санд ревнует мать, поэтому ненавидит всё, что связано с Шопеном).

Странно, но в Польше этот фильм «провалился», так как не окупил себя. Фильм достоин большего внимания. Великолепен актёрский дуэт – эффектная Жорж и тонкий романтик-Шопен, работа звукорежиссёра тоже состоялась - музыка стала «выразительницей смыслов».

«Жажда любви» - красивая история любви, проходит на фоне сложных общественных процессов в жизни Польши.  Неужели творчество гениального соотечественника-музыканта у поляков не в почёте? 

Польские режиссёры обращаются и к вечным сюжетам искусства. В фильме «Божьи крохи» (реж. Юрек Богаевич) крестьянские дети готовясь к первому причастию, читают Библию. Один из них начинает вести себя как Иисус, а рядом с ним возникают образы Петра, Иуды и Мария Магдалена.

Анджей Вайда в «Хронике любовных происшествий» переносит сюжет Шекспира в предвоенную Польшу. Современные Ромео и Джульетта не могут быть вместе: они – неровня. И решают умереть вместе.

Благодаря этому фестивалю я открыла для себя польский кинематограф. В нём есть душа, которую он открывает людям.

 

Надежда Крюкова

 

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт