Польский культурный центр в Москве представлял 12
картин, среди которых - национальные хиты, лучшие фильмы Польши последних лет и
признанные шедевры знаменитых режиссёров, таких как Анджей Вайда, Ежи Кавалерович, Анджей Мунк.
«Настоящее» польское кино, несмотря на европейские
связи (Польша входит в Евросоюз), не признаёт мировую «моду» в кинематографе на
кровь и насилие. Оно интересно, красиво и увлекательно.
Польское кино в «Орленке» – это история страны.
Печальная история: Польша как государство не существовала около двух веков.
Поэтому фильмы - о воле к свободе, самостоятельности, о праве владеть своим
языком и землёй, и, конечно, о трагической судьбе человека. В основном это
психологические драмы с грустными финалами.
«Мой Никифор» (режиссёр Кшиштоф
Краузе) - история из жизни художника-примитивиста
прошлого века Никифора Криницкого. Его не понимают и недооценивают, он медленно
умирает от туберкулёза. Но перед смертью приходят слава и признание. Никифора
этот успех не интересует, он живёт в своём мире красок и кистей, он –
сумасшедший. Как часто бывает в искусстве, случайные и даже трагические
обстоятельства способствуют созданию художественного шедевра. Фигура творящего
художника - давно не новая тема для
искусства. У «Никифора» есть сестра «по цеху» - «Фрида».
Но, в отличие от польского самоучки, Фрида имела
образование и общалась с великими художниками, одним из которых был её муж. В
«Никифоре» любовная история отсутствует. Но есть в этом образе женское, глубоко
скрытое начало – Никифора играет 80–летняя актриса Кристина Фельдман. На 40-м
кинофестивале в Карловых Варах этот фильм получил Гран-при, приз за режиссуру и
приз лучшей актрисе.
Наверное, это закономерность, что в судьбе великого
художника изначально заложен трагизм, иначе его жизнь проходит незамеченной.
«Шопен: жажда любви» (режиссёра Ежи Антчак)
продолжает психологическую линию сложных взаимоотношений Личности и окружающего
мира. Параллельно здесь развивается линия любовных отношений с Жорж Санд. В
основу фильма легли известные опусы композитора: этюд a-moll
, As-dur, c-moll, темы из концерта №2, посмертный ноктюрн cis-moll. Музыка здесь – одна из главных героинь, она то
представляет Шопена публике (сцена в парижском музыкальном салоне), то
становится предметом ссор и скандалов (сын Морис Санд ревнует мать, поэтому
ненавидит всё, что связано с Шопеном).
Странно, но в Польше этот фильм «провалился», так
как не окупил себя. Фильм достоин большего внимания. Великолепен актёрский дуэт
– эффектная Жорж и тонкий романтик-Шопен, работа звукорежиссёра тоже состоялась
- музыка стала «выразительницей смыслов».
«Жажда любви» - красивая история любви, проходит на
фоне сложных общественных процессов в жизни Польши. Неужели творчество гениального
соотечественника-музыканта у поляков не в почёте?
Польские режиссёры обращаются и к вечным сюжетам
искусства. В фильме «Божьи крохи» (реж. Юрек Богаевич) крестьянские дети
готовясь к первому причастию, читают Библию. Один из них начинает вести себя
как Иисус, а рядом с ним возникают образы Петра, Иуды и Мария Магдалена.
Анджей Вайда в «Хронике любовных происшествий»
переносит сюжет Шекспира в предвоенную Польшу. Современные Ромео и Джульетта не
могут быть вместе: они – неровня. И решают умереть вместе.
Благодаря этому фестивалю я открыла для себя
польский кинематограф. В нём есть душа, которую он открывает людям.
Надежда Крюкова
|