«Alla Francesca» (Франция)
- камерный ансамбль, исполняющий европейскую и
восточную музыку Средневековья;
Программа «Istanpitta»:
- музыка, написанная к венчанию Изабеллы де Франс с
Джаном Галеаццо Висконти (1360год);
- состав исполнителей: Пьер Амон (флейта траверсо, волынка)
Карло Риццо (перкуссия, тамбурин)
Вива Бьянкалуна Биффи (виола)
Бирджит Горис (виола)
Микаэль
Гребиль (лютня)
Анжелик Мойон (арфа).
Мы попросили студентов консерватории заполнить
анкету, посвященную этому концерту.*
На вопрос «Что такое эстампи?» всего лишь 7% опрошенных
смогли ответить, что это - музыкальный жанр Средневековья. Остальные либо
путали термины «эстампи»
и «эстампы», либо вообще ничего об
этом не слышали.
В переводе с прованского estamper(estampir) означает «ударять ногой». Это инструментальный, реже вокальный, жанр XVIII-XIV веков. Мелодии в нем
строились по принципу повторения строф, отчасти напоминая секвенцию. Дошедшие
до нас средневековые тексты приписывают эстампи роль
исключительно придворной музыки, то есть обращенной к высшим сословиям.
Теоретик Жан де Груши (XIV век) писал о моральной значимости жанра: « …своей сложностью он
принуждает душу играющего, как и слушающего, к сосредоточенности, и нередко
отвлекает сильных мира сего от дурных помыслов». Непосредственно с самим звучанием эстампи,
нижегородцы смогли познакомиться, благодаря выступлению «Alla Francesca».
Следующий вопрос «Что Вы знаете об ансамбле “Alla Francesca”?», к сожалению,
большую часть заполнявших анкету (70%) тоже ввел в затруднение. Остальные же
смогли ответить лишь то, что этот коллектив исполняет старинную музыку.
Одна из особенностей ансамбля – в нем практически
нет постоянных участников, потому что каждая программа требует разных
исполнителей. Но неизменным центром его является Пьер Амон, флейтист, который
очень рано увлекся старинным репертуаром - «чувствовал в музыке Средневековья и
раннего барокко настоящую страсть и настоящую жизнь, в отличие от произведений
последующих эпох». И интерес, возникший в юности, сохранился до сих пор. Пьер
Амон признался: едва окунувшись в область старинной музыки, он сразу понял, что
подлинного и убедительного исполнения невозможно добиться без исследования и
изучения трактатов и манускриптов далекой эпохи. По мнению музыканта, это очень
увлекательное занятие, и, несмотря на то, что нераскрытых источников осталось
уже мало, тем не менее, поле для творческих поисков остается огромным. Большое
внимание уделяется импровизации, используя которую, участники ансамбля
стремятся приблизиться к народной манере музицирования.
Особенность ее в том, что материал, воспринимаемый и передаваемый устно,
впитывается и переживается отдельно каждым музыкантом, а трактовка отличается
отсутствием заранее продуманных строгих вариантов. И погружение в мир
исполняемой музыки достигает такой степени, что позволяет добиться
согласованного выступления практически без предварительных совместных
репетиций. Такой подход в профессиональной среде встречается очень редко.
Поэтому концерты «Alla Francesca» - это уникальное явление.
Но, видимо, музыкантов консерватории трудно
чем-либо удивить. Те, кто ничего не знали об ансамбле, не проявили даже
простого любопытства. Поэтому на вопрос «Были ли Вы на концерте ансамбля в
рамках фестиваля «Осень Средневековья»?» утвердительно ответили лишь 16%. Но,
несмотря на это, зал ННГУ 26 сентября был полон.
В первую очередь слушателей покорило разнообразие
самих старинных инструментов, изображения которых часто встречаются на
средневековых фресках. Их экзотическое звучание, дополненное мягким
аристократическим вокалом, создавало атмосферу придворного праздника. Музыка
этого вечера вся была пропитана духом «Добродетели, Достоинства и Чести». Так
переводится название одной из исполненных
эстампи - «Principio di Virtu», и оно
является универсальным понятием для всего искусства Средневековья. Музыканты,
импровизируя, вступали друг с другом в спонтанный диалог, от чего создавалось
ощущение, что музыкальная архаика оживает прямо у нас на глазах. Исполнители,
обладая огромным артистизмом, напоминали таинственных магов, а все
происходившее в зале можно было сравнить с каким-то колдовством. Звучание
настолько завораживало, что слушатель, под воздействием огромного
энергетического накала, впадал в состояние необычного «транса», при котором
связь с музыкантами проходила совсем на другом уровне. Возможно, поэтому, когда
я попросила присутствовавших в зале поделиться своими впечатлениями от
концерта, многие ответили: « Просто нет слов…».
Хочется пожелать, чтобы и впредь слов у нас не было
лишь от избытка эмоций, а не из-за полного отсутствия таковых.
*В опросе приняли участие 40 студентов, в основном
оркестрового, дирижерского, вокального и теоретического факультетов.
Марина Блинова
|