Козырев Олег Рамазанович,
заместитель директора по науке, секрет своего обаяния не раскроет.
Что для Вас наука?
Профессия.
Были ли вы отличником в школе?
Да, был в школе, и медаль у
меня есть. Из в вуза - красный диплом.
За что вас любят студенты, у которых вы преподавали?
Я бы поставил по-другому
вопрос: "А почему бы им меня не любить?" Думаю, что есть у меня много разных
качеств, говорить о которых я не буду.
Вспомните, пожалуйста, какой-нибудь запоминающийся случай из
преподавательской практики?
Года три назад в
техническом университете принимал я какую-то пересдачу. Открывается дверь,
заходит девушка в белой фате. Она пришла пересдавать математику, через полчаса
у нее регистрация.
Над чем Вы сейчас работаете?
Ситуация такая: есть новая
организация (НФ ГУ-ВШЭ). В своем развитии она прошла, и, собственно, проходит
несколько стадий – организационных, хозяйственных, учебных. Теперь у нас, как у
каждой живой учебной организации, должна появится еще одна "нога" для
устойчивой жизни. Человек, стоящий на одной ноге, инвалидом называется.
А нам зачем вторая "нога"?
Во-первых, люди, которые
являются профессионалами своего дела, этим делом и должны заниматься. А учить
кого-то – это не их профессия, не этому они учились. Вот профессор Громов, он,
вообще говоря, физик экстраординарного класса, математик достаточно хорошего
уровня, и если он оставит науку, вскоре ему не хватит знаний даже чтобы обучать
студентов. Людям нужно дать возможность работать в своей сфере. Вот ситуация и
сложилась так, что этот процесс нужно помочь организовать. Дел много, и в том
числе подготовка молодых кадров: до сих пор мы готовим молодых людей -
магистров, отправляем куда-то там в Москву , и они
уходят в никуда. Идут туда, как правило, лучшие, так вот их-то надо оставлять
здесь.
Во-вторых, нужно выстроить
процедуру самообеспечения научной деятельности. Здесь либо деньги должны
породить науку, либо наука должна породить деньги. Каждая научная школа
зарабатывает деньги, участвуя в разного
рода российских и международных конкурсах. Но
для этого необходимо, чтобы сложились коллективы, которым нужно помочь хотя бы
информацией... Должна функционировать научно-исследовательская часть. Здесь
будут работать профессионально обученные люди – грант-мейкеры, которые этим занимаются,
причем и в России, и за рубежом.
А что это за диво появилось – дополнительный офис Элипс
банка?
На самом деле это не Элипс
банк. Есть пул банков: КМБ-банк, Элипс банк и Сбербанк,
которые согласились финансировать этот студенческий банк, а название Элипс
банка висит здесь только по одной причине: лицензировать свой собственный банк
по закону о банковской деятельности - значит положить на его депозит 5 млн.
евро и т.д. Легче всего объявить его дополнительным офисом какого-нибудь
банка.
С другой стороны, на
Нижегородском рынке достаточно много есть наукоемких, небольших предприятий,
уровень которых соответствует международному, и у
которых есть желание финансировать свои работы, обращаться в банки за
поддержкой. Есть студенческий банк, который готов этим заниматься, потому что студенты
наши могут все этапы пройти: начиная от маркетингового места той идеи, которая
рождается в науке, до построения грамотного проекта на инвестиции (это их
будущая профессия). Есть также и механизм получения этих средств.
Почему банки заинтересовались студентами?
Топ-менеджмент банков уже
занят, там вакансий нет. Операционистов нужно много, но на самом деле это не
интересно человеку, по крайней мере, с нашим образованием. Три банка
заинтересованы в студентах потому, что получив навыки
работы в студенческом банке, они придут к ним не в качестве операторов, а на
должности, которые связаны с принятием решений.
Когда банк наберет обороты, будет работать в полную силу?
Банк сейчас ожидает
лицензирования. Центробанк должен подписать разрешение на работу……..
Сейчас мы подписываем
соглашение с большим предприятием "Заволжский моторный завод", у которого, как
у всякого крупного предприятия, море крупных проблем. Топ-менеджмент требует
людей, готовых к решению возникающих задач. Если мы сумеем наших студентов
провести по всем этим проблемам тогда, когда они учатся, сориентировать на тех
людей, которые готовы работать в реальном производственном секторе, на те
задачи, которые реально возникают, то это будет очень хороший тренинг для них,
в моем понимании.
А какие еще новации нас ожидают?
Вот завтра мы с Геннадием
Александровичем будем проводить международный аспект. Наша задача - обрасти
набором заинтересованных в нас международных партнеров. Один такой партнер, с
которым договор будет подписываться в ноябре и
регистрироваться министерством, – это Марсельский университет. Я лично с ним
сотрудничал 6 лет, и три года работал у них в качестве приглашенного (invite) профессора. Это договор для факультета экономики:
наряду с получением магистерской степени в Москве, для наших студентов (пока
3-5 человек) будет открыта возможность получения ее в Марселе (мастер
эконометрики и экономической теории и международная и индустриальная
экономика).
Такую же процедуру
попытаемся выстроить с Германией.
Ну а основной массе студентов каких
изменений ждать в будущем?
Мгновенно ничего не
рождается. И если студент собирается заниматься наукой, то заниматься нужно с
какой-то конкретной кафедрой и с конкретным преподавателем. Никакой другой
отдельной процедуры, которую может породить Козырев, или человек под именем х1, х2, х3…просто не бывает.
А как объяснить те крутые перемены, которые с января всех
ждут (10-бальная система)?
10 бальная система – это
система оценивания студентов, стандартная составляющая учебного процесса.
Совершенно понятно, скажем, что тройка, на самом деле, разная бывает. И пятерка
бывает разная. Выстроим мы их в этот рейтинг, станет он более понятным, но от
этого ничего не изменится.
А СТИПЕНДИЯ?
Ну, стипендия - это
прагматическая история. Вас же профессия должна кормить, а не стипендия,
согласитесь!
Вы думаете, что МЫ, студенты, готовы к таким изменениям?
Стоя на каменистой почве
реальности, мы процедуру должны строить с того места, на котором мы есть. И не
будет никогда так, что "они" уже готовы, и теперь "я" тоже готов буду этим
заняться… И мы не готовы.
У вас есть жизненное кредо?
Может быть это не мое, а
похищено из разговора с известным вам Любимовым Л.Л: "Успех – это постоянное
расширение фронта атаки", - это и кредо нашей Вышки. Так она строит свое место
в этой жизни. Пытается заниматься всем, и, знаете, что самое забавное? – иногда
ей это удается.
Есть ли у вас излюбленная научная тема, которая вас
постоянно интересует?
Есть сфера моей
профессиональной деятельности – "Моделирование распределенных систем" (так, как
будто, это на русском звучит). Как бы московская Вышка не надувала щеки и не
говорила, какие они великие, за границу они ездят с одной целью – учиться.
Наша-то задача – чтобы вы ездили туда работать, причем на уровне и выше.
Ваши пожелания нашим студентам?
Счастья, любви и всего
хорошего.
Гостюжова Галина
|