Виртуальный Квартет: приношение юбиляру.
«Я стараюсь, чтобы у моих
студентов-композиторов было ощущение радости творения…»
В реальности
герои этой статьи специально не собирались за одним столом, чтобы поговорить о
своем Учителе, который в 2010 году отметил свой 70-летний юбилей. Но когда записывались всевозможные интервью к поздравительному
фильму, оказалось, что мысли этих героев настолько созвучны друг другу, что мне
сложно было не включить фантазию и «не поместить» их в одно виртуальное
пространство. О ком я говорю? Давайте знакомиться!
Мисс Впечатлительность – часто
становится жертвой своей чувствительности и склонна к излишней эмоциональности.
Мистер Находчивость
– большой выдумщик, склонен затевать серьезные проекты.
Миссис Одухотворенность
– излучает теплый свет.
Мистер Степенность
– любитель легкой иронии, уверенно держится в обществе и производит впечатление
своим проникновенным и умным взглядом.
И, наконец, маэстро Любопытство – интересуется всем, что
достойно его внимания, интеллектуально подкован, славится искрометным юмором,
необычайно мужественен. В этом разговоре у него нет реплик, зато он – главный
объект обсуждения.
Где,
по-вашему, могла бы проходить встреча этих героев? Можно представить
какой-нибудь небольшой уютный ресторанчик с приглушенным светом и живой
музыкой, хотя нет… Пусть это будет старинное здание с
прекрасным фасадом в стиле ампир. Предлагаю подняться по его высокой лестнице с
фигурными перилами и прислушаться к беседе.
Миссис Одухотворенность: Мне кажется, каждый педагог должен
обладать особым даром и быть Личностью, примером для подражания. Наш маэстро
Любопытство, я уверена, наделен удивительным педагогическим талантом.
Мистер Находчивость: Да… Общение с таким разносторонним и
увлекающимся человеком, несомненно, накладывает отпечаток на его учеников.
Может быть, не явно, но в их сочинениях чувствуется преемственность самых
лучших черт ЕГО музыки. Мне тоже посчастливилось поучиться в классе этого
замечательного мастера.
Мистер Степенность: Я никогда не забуду, как познакомился с
маэстро. Это было на втором курсе училища, он меня сильно разнес тогда,
по-настоящему. Второй раз мы уже встретились на четвертом курсе. Он меня не
вспомнил, но благословил на поступление в консерваторию.
Миссис Одухотворенность: А мне запомнился один случай, произошедший
со мной на первом курсе консерватории. Помню, я тогда писала танцевальную сюиту
для фортепиано, и долгое время не могла
сочинить менуэт. Осознав беспомощность моего положения, маэстро принял мудрое
решение: мы несколько уроков играли с ним в четыре руки менуэты из симфоний
Гайдна и Моцарта. «Ты сейчас впитаешь в себя дух этих сочинений, – говорил он –
а потом это даст свой результат». И действительно, потом как-то раз – и все
сложилось, менуэт благополучно написался. Суметь ненавязчивым образом показать
ту тропинку, по которой ты пойдешь и найдешь ответ на свои вопросы, – в этом
тоже талант Педагога.
Мисс Впечатлительность: А ведь у меня тоже есть история, в которой
маэстро проявил творческий подход к педагогическому процессу. Это был семинар
по анализу. Пресытившись под конец занятия нашими рассуждениями, он решил
проверить теорию на практике. Задание – совместными усилиями сочинить в устной
форме нечто сонористическое: первый придумывал
начало, второй подхватывал и развивал идею и так по
нарастающей. Кажется, мы допридумывались до того, что
в конце туттийное звучание перебил панорамный звук
поезда, уносящего вдаль «глубокие» смыслы нашего творения. В общем,
позабавились все, в том числе, и маэстро, который, кстати, увлеченно принимал
участие, поощряя интересные задумки некоторых авторов или осторожно критикуя
то, что, по его мнению, прозвучит не убедительно или некрасиво.
Мистер Степенность: Да! Маэстро Любопытство живой в педагогике, он
чужд догм, мертвых схем.
Миссис Одухотворенность: У него потрясающее чувство юмора, мы часто смеялись на занятиях. Может быть,
иногда поводы для смеха были не самые подходящие, иногда можно было и поругать за что-то, но он умел в нужный момент
поддержать в шутливой форме. Да! Атмосфера на занятиях была всегда очень
доброжелательная, и мне кажется, что это одна из его педагогических тайн. Я
всегда шла к нему с радостью, даже если у меня не было написано ни одной ноты –
я знала, что мы всегда найдем, о чем поговорить и чем заняться.
Мистер Степенность: Согласен! С ним легко было заниматься. Я, как
человек, читающий сейчас курс методики преподавания композиции, могу сказать,
что любой педагог должен балансировать между необходимостью критических
замечаний и корректностью их высказывания, ибо материя у нас очень тонкая.
Маэстро Любопытство всегда эту грань ощущает и никогда ее не переходит. Кроме
того, он быстро устанавливает индивидуальный контакт с учеником и удерживает
его. Понимаете, любой человек, который пишет музыку, знает, как тяжело ее потом
показывать. Вот ему показывать легко, он создает такую обстановку в классе, при
которой с радостью хочется поделиться своим творчеством. Авторитарен ли он?
Нет, принципиален, но дает студенту свободу маневра, возможность доказать, что
тот прав или убедиться в ошибочности его мнения. Это называется
педагогической точностью и
профессионализмом.
Мистер Находчивость: Надо сказать, что его студенты востребованы
как высокопрофессиональные музыканты. Многие стали лауреатами престижных
конкурсов. Одна из главных причин таких достижений кроется в стремлении маэстро
воспитать Личность, подчеркнуть индивидуальность каждого.
Мисс Одухотворенность: Вы абсолютно правы, коллега. Действительно,
все его ученики разные, а не близнецы-братья. Суметь в юных композиторах
разглядеть особенности – это тоже, как мне кажется, педагогический дар. Он
верит в то, что даже если студент не станет композитором в будущем, то годы
занятия композицией не пройдут даром, он сможет применять свой творческий
потенциал в любой профессии.
Мистер Находчивость: Конечно, ведь маэстро Любопытство старается
привить такие художественные константы, которые проповедует сам. Прежде
всего, это отличный вкус. Он всегда
советует больше слушать, читать, общаться с интересными людьми.
Мистер Степенность: Он очень открытый, готов воспринимать даже те
замыслы, эстетика и даже идеология которых ему не близки. Но маэстро не
приемлет недостаточно качественно сделанную работу, вне зависимости от того, в
какой системе координат с точки зрения эстетики она решена. Ну… был у меня
инструментальный концерт, экспозицию которого я переписывал раз шесть, и ничего… Да, маэстро настаивает иногда на некоторых вещах, но
никогда не заставляет силой сделать по-своему, а создает ситуацию, в которой ты
сам осознаешь необходимость корректировок. Как это у него получается? Не знаю… Это его секрет.
Мистер Находчивость: А Вы заметили, что то, чему маэстро учит,
находит отражение в его музыке? Например, ей присуща жесткая дисциплина мысли,
отточенность материала, формы, яркий интересный замысел и его адекватное
воплощение. Кроме мастерства пера его музыке свойственно здоровое и
удивительное чувство юмора и современности, она тонко реагирует на все политические,
социальные, культурные изменения. Она говорит о том, что вокруг нас.
Мисс Одухотворенность: Позволю себе тоже высказать некоторые
впечатления о музыке нашего Учителя. Он не стремится удивить чем-то
необыкновенным и использует стандартный набор средств, в хорошем смысле,
доступный всем. Меня поражает совершенство отобранных им элементов. Какое бы
стихотворение он ни взял в вокальном или хоровом творчестве, оно всегда
действительно хорошо озвучено – точное попадание в образ. В инструментальной музыке
то же самое, плюс там ощущается еще талант драматурга, он очень хорошо
чувствует и выстраивает форму. И крупные, и камерно-инструментальные сочинения
всегда меня в этом смысле удивляют. Предельная простота, ясность и невероятная
глубина – вот какими бы словами я описала музыку нашего мастера.
Мистер Степенность: Он учит искать свои пути в творчестве, но
всегда хочется быть достойным своего педагога. То, что делает наш Учитель, для
меня эталон. Я отталкиваюсь от него и в педагогическом и в человеческом плане.
Мистер Находчивость: Маэстро очень заботливо относится к своим
ученикам – как к детям, переживает их неудачи и радуется победам. У него всегда
можно спросить совета – он никогда не откажет в помощи, и придти в его класс –
все равно, что придти в отчий дом.
Уверена, вы догадались, о ком шла
речь в представленном разговоре. Но, все же, стоит назвать имя этого мастера. В
роли маэстро Любопытства – заслуженный деятель искусств России, заведующий
кафедрой композиции и инструментовки, профессор, секретарь Союза композиторов
РФ, председатель Нижегородской региональной организации Союза композиторов
России Борис Семенович Гецелев. В этой статье запечатлен лишь один фрагмент,
который мог бы стать частью юбилейного фильма, о котором говорилось в начале.
Да, мисс
Впечатлительность – ваша покорная слуга, миссис Одухотворенность –
кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Оксана Михайловна Зароднюк, мистер
Степенность – кандидат искусствоведения, доцент кафедры композиции и
инструментовки Денис Олегович Присяжнюк,
мистер
Находчивость – аспирант, преподаватель кафедры композиции и
инструментовки Сергей Сергеевич Попов.
Татьяна Лукина
2 курс ФДО
|