Поколение next
«Браааво!!!», «Бииис!!!», шквал аплодисментов, отбитые от оваций ладони.
Нет, это не концерт рок-звезды. Это – академический вечер в Нижегородской
консерватории. Но необыкновенный вечер! На сцене – два молодых московских музыканта,
лауреата международных конкурсов: скрипач Никита Борисоглебский и пианист Вадим
Холоденко. Это они довели до состояния исступлённого
восторга нижегородскую публику.
Дуэт,
сложившийся совсем недавно, дебютировал именно 6 октября, когда состоялся второй
концерт цикла «Звезды XXI века» - совместный проект Московской филармонии и
Нижегородской консерватории. Рецепт оглушительного успеха оказался прост. Когда
каждый из участников ансамбля является незаурядным музыкантом, их творческий союз
не может дать иного результата.
Выпускник
Московской консерватории Никита Борисоглебский часто концертирует в России,
Европе, Азии и странах СНГ, сотрудничает с такими выдающимися музыкантами как В.
Гергиев, Ю. Башмет, Н.
Гутман, М. Венгеров, А. Князев. Александр Чайковский и Родион Щедрин доверяют именно
этому скрипачу исполнение премьер своих сочинений. С 2007 года Н.Борисоглебский
является эксклюзивным артистом Московской филармонии. В 2009 году он был
отмечен наградой «Скрипач года» от «Международного фонда Майи Плисецкой и Родиона
Щедрина» (США).
Вадим Холоденко - стипендиат фондов В.Спивакова, М.Ростроповича, Ю.Башмета, «Русское исполнительское искусство», лауреат Молодежной
премии «Триумф» (2004) – также окончил Московскую консерваторию. Он много
выступает как солист и ансамблист в России и за рубежом.
Имеет записи на венгерском и греческом радио. Постоянно сотрудничает с ведущими
оркестрами и камерными ансамблями столицы. В.Холоденко
записал несколько дисков, среди которых «12 трансцендентных этюдов Листа», «Шопен
и Шуберт», «Соната Метнера и транскрипции
Рахманинова».
Программа
концерта в Большом зале Нижегородской консерватории была предельно контрастной.
Открывала ее соната В.А.Моцарта Ля-мажор KV 305. Исполнение сочинения отличалось не только технической филигранностью
и слаженностью ансамбля, но и тонкой передачей духа моцартовской музыки. Искренний
молодой задор первой части и неторопливая грация
второй воссоздали на сцене образы «солнечного» гения.
Но подлинные слушательские потрясения были еще впереди. Исполнение сонаты
№1 С.Прокофьева еще полнее раскрыло масштаб
таланта ансамблистов, безраздельно захватив публику
яркими, выпуклыми, почти зримыми образами. Мрачный, суровый, эпически-сказочный
колорит первой части в соединении с глубиной, практически «трехмерностью»
звучания фактуры стал откровением. Излюбленный для Прокофьева «варварский»
стиль получил свое воплощение в механистических образах второй части. Нашлось
место и для «застенчивой лирики» - хрустальная прозрачность музыкальной ткани
третьей части «заискрилась» под руками исполнителей. Финал, сочетающий эпизоды разгульного веселья
и мрачных раздумий, напомнил о сложности устройства жизни. В целом, глубина и
экспрессия подачи проявили счастливое сочетание юношеского пыла и музыкантской
зрелости. Такое исполнение Прокофьева услышишь нечасто.
Что может быть
волшебнее паузы между последней нотой и аплодисментами? Долгой паузы,
паузы-потрясения? Именно это случилось в конце первой части концерта.
Второе отделение открыла соната Дж.Тартини – Ф.Крейслера
«Дьявольские трели». Скрипка старинного итальянского мастера Доминико Мантаньяна из
бельгийской частной коллекции, на которой играл Н.Борисоглебский, как нельзя
лучше подошла для исполнения шедевра итальянского барокко! Высокий пафос и горячий темперамент
исполнителей увлекли слушателей не меньше, чем отточенная техника. Два
отделения концерта выявили разные грани
таланта ансамблистов: глубину музыкантского мышления
и непринужденную легкость
и блеск в исполнении виртуозных сочинений. Прозвучавшие
после эпичной «Легенды» Г.Венявского Полонез Ре-мажор того же автора и
«Интродукция и Рондо-каприччиозо» К.Сен-Санса «освежили» атмосферу концерта ароматом салонного
шарма и вместе с тем позволили насладиться высококлассным техническим
совершенством игры.
Не
удивительно, что вслед последним звукам музыки Сен-Санса в зале раздались оглушительные
овации. Разгоряченная публика потребовала бисов. Первым
из них стал «Испанский танец» М.де Фалья, сыгранный изящно, легко и с большим
куражом. Но истинной, тихой кульминацией вечера стал «Вокализ» Рахманинова,
неожиданно последовавший за чередой феерически виртуозных опусов. Строгая
выразительность интерпретации показала достойное восторга умение исполнителей мгновенно
переключаться с одного стиля на другой.
При всей
гармоничности ансамбля сценическая манера молодых музыкантов значительно разнится.
Н.Борисоглебский внешне более сдержан, чем его партнер В.Холоденко.
Удивительно, но при личном общении (да-да, мне посчастливилось!) все оказалось наоборот.
Скрипач покоряет обаянием и эмоциями, а пианист
говорит сдержанно, серьезно и весомо. Быть может, в этом еще один секрет успеха
– разные темпераменты в ансамбле дополняют друг друга. Вот фрагмент беседы
с Н.Борисоглебским:
- Гастрольная жизнь доставляет Вам радость?
- Доставляет, но идет рука об
руку вместе с усталостью, чисто физическими сложностями постоянных переездов и
недосыпания. Конечно, это большое удовольствие (пока есть силы) посещать новые
города, общаться с новыми людьми. Я счастлив, что у меня есть возможность постоянно путешествовать, не
сидеть на месте. Иначе жить для меня сейчас было бы скучно. Может быть, после
пятидесяти я и буду домоседом (смеется), но не теперь.
- После нижегородского концерта Вы продолжите свои гастроли?
- Да. Я отправлюсь в Ульяновск, а
затем в Казань.
- Цикл концертов, в котором Вы участвовали сегодня, называется «Звезды XXI века». Как Вы думаете, в чем будущее академической музыки в наступившем
XXI столетии?
- Я не знаю, как она будет
развиваться. Это зависит, прежде всего, от нас самих, молодых артистов, от
того, в каком ключе мы будем себя вести.
Сейчас есть тенденция включать в репертуар больше популярных произведений,
таких как композиции А. Пьяццоллы, джазовую музыку. Я
- не любитель таких вещей, но так происходит во всем мире. Если мы будем
продолжать двигаться по этому пути, то придем к более «попсообразной»
музыке, в плохом смысле этого слова. Или, может быть, в какой-то момент образумимся, вернемся к большей строгости. Хотя я так
не думаю, потому что слушателей сейчас гораздо сложнее заставить
сосредоточиться, они, прежде всего, настроены на развлечение, на отдых. Но
публика бывает разная, на Западе больше любят традиции - и в репертуаре, и в
стиле исполнительства. Мысли о судьбе академической музыки меня очень
беспокоят, потому что и для себя нужно выбирать дорогу.
- Как, в таком случае, исполнитель должен общаться с публикой? Можно ли
пытаться воздействовать на нее или уместнее приспосабливаться к тем вкусам,
которые уже сложились?
-Оба варианта возможны. Если
пытаться воспитывать публику, как непослушного ребенка, ничего не получится. Я
думаю, нужно пропагандировать и новый репертуар. Исполнитель зависим и от современной музыки, от того, по какому пути она пойдет.
У меня есть друзья-композиторы, я стараюсь быть в курсе новых тенденций в этой
сфере. Очень важно грамотно составлять программу выступления. Следует включать в нее и элементы развлекательности,
и серьезные опусы. Будь моя воля, я бы всегда играл только сонаты и концертные
дуэты. Но организаторы концертов часто просят финал программы «разбавлять»
чем-то виртуозным. Я их прекрасно понимаю, это нужно для публики. Когда в
концерте исполняется и серьезная, и виртуозно-развлекательная музыка, это
позволяет улучшить восприятие в целом. Я стараюсь следовать
этому принципу и сделал его своим кредо.
На
несколько вопросов согласился ответить и В.Холоденко:
- Какое
место в Вашем творчестве занимает камерное исполнительство и концертмейстерство?
- Очень большое. Я это люблю. Игра
в ансамбле дает возможность уникального
творческого общения. Исполнение с оркестром не сравнится с
камерным музицированием. Когда ты взаимодействуешь
«спинным мозгом», это потрясающе.
- Расскажите о Ваших увлечениях вне музыки.
- Я интересуюсь всем по чуть-чуть. Мне очень нравится современная мультипликация,
такая как «Южный парк». Конечно, читаю книги. Недавно приобщился к Сорокину, он
чем-то похож на Метнера, которого я очень люблю.
Слушаю разную музыку, всю, кроме очень тяжелого рока. Особенно уважаю группу «Radiohead», к ней у меня
отдельная любовь. К сожалению, они в Россию не приезжают, нужно как-нибудь
поехать к ним на концерт заграницу.
- Как Вы думаете, каково будущее академической музыки в XXI веке?
- Если она сможет избежать налета
снобизма, который на ней есть сейчас, то очень радужное. А так она вымрет, как
всё, считающее себя слишком элитарным. Если музыка будет восприниматься как
что-то понятное, то все будет хорошо. Главное, за нее не переживать. Очень
часто говорят: «Классическая музыка умирает, исполнители уже не те, старики
ушли, а молодые не умеют играть». Но в конце каждого столетия все пребывают в
ужасе, а потом это проходит. Я бы не стал особенно драматизировать ситуацию.
Тем более, что сейчас очень много прекрасных
исполнителей.
Да,
современные молодые звезды Н.Борисоглебский и В.Холоденко
талантливы, обаятельны, разносторонни и чужды штампов. За такими как они,
будущее академической музыки. И я уверена - оно в надежных руках.
Студентка II курса
ФДО ННГК им. Глинки
Татьяна Годованец
|