на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Открытия «Ars Mobile»

Открытия «Ars Mobile»

Вот уже 10 лет существует в Нижнем Новгороде удивительный и совсем нетрадиционный для музыкантов академического направления камерный ансамбль «Ars Mobile». Как и любой коллектив «с историей», он менялся со временем, в его состав входили разные музыканты. За эти годы участниками ансамбля становились Е.Смолянская, Н.Тельминова, А.Грошев, Н Полунова. При этом неизменной оставалась ориентированность ансамбля на поиски новых, необычных аранжировок самой различной по стилю музыки – от средневековой полифонии до джаза, и активное сотрудничество с современными композиторами. «Ars Mobile» создавался как открытое объединение музыкантов разных специальностей, что изначально подразумевало многообразие и вариативность исполнительских составов. Однако костяк группы все десять лет существования составляли два инструмента – баян и виолончель. Во многом благодаря энтузиазму «идейного вдохновителя» коллектива, профессора Нижегородской консерватории, баяниста Юрия Гуревича, выступающего как в роли исполнителя, так и в роли автора многих переложений, «Ars Mobile» обрел свое индивидуальное творческое «лицо».

На юбилейном концерте группы 23 марта в Большом зале Нижегородской консерватории Ю. Гуревич был неизменным участником всех камерных составов. Трижды это были дуэты: с Н. Тельминовой (Ave Maria Е.Подгайца для виолончели и баяна), С. Пропищан («Танцующий эльф» для скрипки и баяна того же автора) и Е. Смолянской («Игрушка» и «Посвист возничего» из цикла «Семь парафраз из «Фицуильямовой вёрджинельной книги» для виолончели и баяна в переложении В.Холщевникова). Возможность услышать сочинения современников всегда очень важна для публики, но на этот раз в зале оказались и сами авторы – Е.Подгайц, В.Холщевников, а также М.Броннер, чье сочинение «А завтра будет лучше, чем вчера…» исполнили С.Пропищан, Н.Тельминова и Ю.Гуревич.

Ave Maria Е.Подгайца и опус В.Холщевникова отразили диалог традиции и современности - своеобразное осмысление старины сквозь призму сегодняшнего музыкального пространства. Произведение М.Броннера, имеющее вполне оптимистичный заголовок «А завтра будет лучше, чем вчера…», оказалось весьма непростым по содержанию. Драматизм и напряженность музыки привели слушателей к выводу, что суть названия глубоко выстрадана лирическим героем сочинения.

            Звучали в концерте и произведения других эпох. Анданте и Менуэт В.А. Моцарта в аранжировке для флейты, баяна и виолончели В.Холщевникова были мастерски исполнены Н.Полуновой, Н.Тельминовой и Ю.Гуревичем. При этом баян, казалось бы, чужеродный для эпохи галантного классицизма инструмент, звучал удивительно органично, не нарушая чистоты и ясности моцартовского стиля. Такое же поразительное стилевое попадание покорило слушателей и при исполнении Ю.Гуревичем собственной транскрипции семи пьес из Первой тетради для клавесина Ж..Рамо. Фортепианные сочинения А.Глазунова («Миниатюра») и П.Чайковского («Вечерние грезы») в переложении для баяна Ю.Гуревича заиграли новыми красками, как и Каприс №4 из цикла В.Холщевникова «Пять каприсов по фортепианным пьесам Р.Шумана ор.124» для баяна.

Аранжировки, транскрипции, парафразы требуют от их авторов и исполнителей не просто тонкого, а обостренного стилевого вкуса. Только в этой счастливой ситуации рождается композиция равная художественным достоинствам оригинала. В противном случае обработка становится лишь бледной тенью первоисточника, а то и пародией на него. Переложения Ю.Гуревича для баяна не просто сохраняют стиль сочинения, но и дают слушателям возможность по-новому взглянуть на этот инструмент, расширяя  их представление о его возможностях. Подобный эффект был достигнут и в переложении «Ангела печали» - фрагмента из квартета М.Броннера «Лестница Иакова».

            Завершение концерта творческой группы «Ars Mobile» было поистине феерическим. Шутка ли – акционное искусство в стенах консерватории! Специально для юбилейного концерта был создан сценический вариант «Кофейной фантазии» В.Холщевникова для флейты, баяна, виолончели, фортепиано (импровизация) и фонограммы. На протяжении произведения Н.Полунова, Ю.Гуревич, Н.Тельминова и Г.Курсков не только исполняли музыку, но и непринужденно пили кофе за сервированным на сцене столом. Кульминацией номера стала вдохновенная импровизация  на фортепиано Г.Курскова.

Столь смелая форма концертного выступления, свойственная образцам современного инструментального театра, внесла приятную и свежую струю в ход внешне вполне академического концерта. Возникло ощущение, будто смотришь спектакль о дружеской встрече и музицировании артистов. Возможно, именно этот номер отражал в полной мере суть творческой группы – открытость и приятие всего нового, необычного, но обязательно талантливого. После концерта композитор Е.Подгайц подчеркнул: «Ars Mobile» - это прежде всего люди, большие энтузиасты, подвижники, в век практицизма идущие своим путем, и тем самым сохраняющие культуру».

Студентка II курса ФДО ННГК им. Глинки

Татьяна Годованец.

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт