Краткость – сестра таланта
Как-то
теплым осенним вечером, решив отдохнуть от бесконечной вереницы нескончаемых
дел, я прогуливалась по центру города. Известно, что любой праздно шатающийся «элемент»
тяготеет к развлечениям. Будучи давней поклонницей киноцентра «Рекорд», я
решила заглянуть именно туда. «Сегодня определенно мой день» - сделал вывод внутренний
голос: со стены на меня глядела удивительная и интригующая афиша. Собственно интригующим в ней было загадочное слово «кинодискотека».
В афише уточнялось, что в рамках этой самой кинодискотеки
ожидается показ короткометражного кино и анимации. «Хочу!» - мгновенно решила
я, обилетилась и прошла в зрительный зал.
Как
выяснилось, «Кинодискотека» - это проект по прокату
программ короткометражных фильмов, существующий
в нескольких региональных кинотеатрах, который дает уникальную возможность
увидеть лучшие работы студентов и выпускников отечественных киношкол и
киностудий. Всего в проекте насчитывается
8 программ. В тот вечер в «Рекорде» показывали программу № 7 под лаконичным названием «Клиника». Все
четыре картины, входящие в нее, действительно отличались какой-то особой странностью
и болезненностью.
В
основе сюжета первого фильма, «Кардиороманс» (режиссёр
Екатерина Акимова) - история любви героя, страдающего тяжелым сердечным
заболеванием, из-за которого ему категорически нельзя волноваться. Ни
предостережения врача, ни тревожный писк аппарата, который приходится носить на
груди, не останавливают его. Саша (главный герой картины) - действительно человек
с особым сердцем, не только болезненным, но и необыкновенно добрым и чутким. Он
помогает любимой бороться с жизненными трудностями. Но, по иронии судьбы,
именно ее измена ставит трагическую точку в конце фильма – сердце не
выдерживает. Эта - бесспорно талантливая история о хрупкости всего сущего, по
непосредственности и лирическому настроению действительно напоминает романс.
Следом за цветной игровой картиной программу продолжил черно-белый
анимационный фильм «Либидо Бенджамина» (1994 г., 8 минут. Режиссёр Иван Максимов). По Фрейду либидо – это
подсознательная сексуальная энергия человека, которая является для него основным
источником жизненной силы. Причудливая рисованная анимация И. Максимова – едва
ли не единственно верное средство для попытки изображения столь тонких материй,
как глубины человеческого подсознания.
Третья картина также оказалась анимационной, но уже в цвете
(«Клиника», 1993 г.,
14 минут. Режиссёр Александр Бубнов). На
протяжении фильма герой, пациент клиники, лежа в своей палате, видит кошмарные
сны, в которых врачи предстают в образе кровожадных монстров и садистов.
Кульминацией становится последний сон, когда чудовища в халатах обступают
героя, успевшего очертить вокруг себя кровавый круг. Тогда врачи зовут главного
– рентгенолога в образе рентген-аппарата, и тот
произносит сакраментальное: «Поднимите мне веки!». Своеобразный
«привет» Гоголю от современной анимации. Герой в очередной раз просыпается в
холодном поту и внезапно понимает, в чем причина его тревожных снов. У соседа
по палате за перегородкой пикает аппарат искусственного дыхания. Невыспавшийся тотчас
находит выход – отключает его и, довольный, в тишине ложится спать. Цинично?
Да. Но весь мультфильм и есть один сплошной циничный фарс.
Завершил программу игровой черно-белый фильм «Юнгфрау»
(2008 г.,
40 минут. Режиссёр Аглая Курносенко) по мотивам рассказа А.Грина «Серый автомобиль».
Это история любви простого врача скорой помощи и необычной девушки Риммы,
содержанки, покровитель которой внезапно умер при невыясненных обстоятельствах.
Герой помогает Римме скрываться от недоброжелателей, но неожиданно узнает, что
она не человек, а сложно сконструированная кукла, сбежавшая из музея, и что ее
конец предопределен – она будет задавлена серым автомобилем. По нелепой случайности
пассажиром этого автомобиля в финале станет он сам. Эта черно-белая картина
оставляет черно-белое послевкусие: тревогу и мрачные предчувствия сменяет яркий
свет фар последних кадров – уход туда, где все иначе.
Я вышла из
зрительного зала с четким ощущением того, что прикоснулась к настоящему.
Искусство не зависит от материальных вложений и продолжительности произведения
по времени. Оно – в умении попасть в душу зрителя, как стрела в мишень. Место
попадания ныло в моей груди весь оставшийся вечер, моя беззаботность
улетучилась, и я была этому рада. Ведь истинное искусство открывает человеку
глаза. И причудливый фарс мультфильмов, и хрупкие миры игрового кино оказались
частями правды. Большой сложной правды под названием жизнь.
Студентка
II курса
ФДО ННГК им. Глинки
Татьяна
Годованец
|