на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  «Джазовые нестандарты» Аркадия Шилклопера

«Джазовые нестандарты» Аркадия Шилклопера

Аркадий Шилклопер снова в Нижнем Новгороде, и снова это яркое, незабываемое событие. Концерт прошел 3 марта в Кремлевском концертном зале. В первом отделении Аркадий играл с ансамблем академического симфонического оркестра «Camerata Sinfonica» под управлением дирижера Александра Скульского. А во втором отделении были представлены музыкальные произведения уже в сольном исполнении.

А. Шилклопер – исполнитель и композитор. Окончил институт им. Гнесиных. Работал в Московском филармоническом оркестре, во многих джазовых и авангардных ансамблях. Он – великий экспериментатор, и это проявляется во всех аспектах его музыкального творчества.

В первом отделении были представлены произведения, как самого маэстро, так и композиторов ХХ столетия. Открыла концерт «Увертюра» А. Шилклопера, в которой широкую кантилену сменила ритмичная бразильская самба, что задало характер и настроение всему дальнейшему действу. В этом произведении маэстро солировал на альпийском роге. Уже в следующем произведении в его руках пела валторна, а еще позже зал взорвал флюгельгорн.

В «Богах Юрубы» Хораса Сильвера во вступлении появился новый, диковинный инструмент. На фоне шелеста перкуссии «посох дождя» солировал диджериду. Эта экзотическая дудочка прибыла к нам из Австралии. Она является одним из старейших музыкальных инструментов мира, и обычно  изготавливается из эвкалипта, достигая в длину от одного до трех метров. Но у Шилклопера диджериду необычный – керамический и свернутый в рог. Вся музыка, исполняемая Шилклопером, построена на сплаве, синтезе различных музыкальных стилей и направлений. Так и в «Богах Юрубы» можно наблюдать некий ориентальный орнамент мелодики, при этом латиноамериканская перкуссия проводила постоянный ритм самбы, а струнные относили нас к европейской традиции. Вступление на диджериду сменила тема валторны, перетекающая в импровизацию, а в конце возникла уже видоизмененная тема и кода, где вновь звучали диджириду и «посох дождя». Таким образом, появилась «арка», которая создала  «музыкальный рассказ» со своим началом и концом. Рассказ о раскаленных песках бескрайней пустыни, о горячем ветре, что странствует из одного края земли в другой, о людях с темным цветом кожи, танцующих под удары барабанов…

В авторской композиции «Фанк-рог» также ощущалась смесь стилей. Импровизациям Аркадия свойственны легкость, изящность, яркая образность и юмор. Его музыкальный почерк всегда узнаваем. В этой пьесе на фоне жесткого ритма фанк-роковых ударных изящно солировал альпийский рог, а к середине фанк переходил в свинг, после чего появилась короткая, но виртуозная импровизация в духе би-бопа у ксилофона.

Интересен и состав оркестра. Помимо струнных, в нем присутствовала многообразная перкуссия, а также электрогитара, которую, впрочем, не было слышно за плотной «стеной» струнных.

При всей изысканности, блеске исполняемой музыки, в исполнении случались  и огрехи. Оркестр не всегда чувствовал нюансы манеры исполнения джаза. Порой не хватало ритмической «остроты» и чуткости, видимо, из-за недостатка репетиций с оркестром.

Второе отделение Аркадий Шилклопер играл сольно, играл блестяще. Идеальная интонация и тонкая нюансировка, мастерское владение звуковой палитрой, безудержная фантазия открыли богатый внутренний мир музыканта, а также, благодаря применению определенного арсенала «электроники» и новые возможности валторны.

Во втором отделении звучал русский фольклор и джазовый фанк. Композиции «Скоморохи», «Барыня», «Со вьюном я хожу» и «Русская песня» можно объединить в своеобразную  «русскую сюиту».

В «Скоморохах» А. Шилклопер впервые применил для валторны электронный аппарат «Loop station». Этот прибор часто используют электрогитаристы. Он позволяет записать музыкальную фразу, а затем повторять ее столько раз, сколько потребуется исполнителю, импровизирующему поверх этого риффа. Таким образом, электронная запись служит аккомпанементом для солиста.

 В «Барыне» маэстро опять удивил новым инструментом - хорне де кача, похожим на маленькую валторну. Она является старинным музыкальным инструментом, для которого писал еще И. С. Бах. Позже этот инструмент был несправедливо забыт, но обрел новую жизнь уже в XXI веке, в импровизациях Аркадия Шилклопера, пронизанных джазовой стилистикой. «Барыня» прозвучала в странном нечетном размере – 11/8, что придало ей некоторую остроту. При помощи электронного процессора использовался эффект «октавер», позволяющий звучать инструменту на октаву ниже своего натурального диапазона.

В композиции «Со вьюном я хожу» повеяло духом язычества.  В воображении возникло зрелище весенней ночи, и девичьих хороводов на берегу реки… Необычайное богатство динамической и тембральной палитры нарисовало незабываемую звукокрасочную картину. Бесконечное дыхание исполнителя создало необычайно широкую кантилену - музыкант использовал технику перманентного дыхания, которая позволила солировать на флюгельгорне  с сурдиной и петь одновременно.

В «Русской песне» солировала валторна в сопровождении «Loop station». Многоголосие создавалось сочетанием реального тембра и электронных  помощников. Вообще, благодаря multieffect processor, можно неузнаваемо преображать тембры инструментов, но Аркадий использовал эту возможность очень  корректно и аккуратно, только как аккомпанемент, дабы минимально вмешиваться в природные тембры  исторических инструментов.

Джазовую  часть отделения открыл «Фанки-этюд». Здесь особенно примечательно то, что, благодаря многообразной технике и фантазии исполнителя, валторна  А. Шилклопера  оказалась способной подражать различным музыкальным инструментам,  отвечающим этому стилю. Так, например,  волторнист имитировал соло барабанов, за счет постукивания по корпусу. Также изображал звучание струн фанк-гитары, взвизгивание «бэндов». Вдруг ворвалось биг-бэндовское тутти духовых, разразившись проливным дождем джазовых соло. Ритмическая острота и глубина нюансов не переставала поражать.

Ближе к концу концерта слушателей ожидал еще один сюрприз – небольшое отклонение от программы - импровизация царила не только внутри музыки. Вместо заявленных «Кобры» и «Напева», прозвучали «Девственный океан» из первого альбома Шилклопера «Хронология» и «Новая тема» Аллегре  Корея.

«Девственный океан» - это изобразительно-пейзажная музыка в духе «new age». Здесь появился образ необъятного, бесконечного пространства, в котором нет ни прошлого, ни будущего, в котором царствует только ветер. Это ощущение усилили эффекты «эхо» и «холла», которые в сочетании с ударами по корпусу инструмента и пением создали ощущение фантастического мира.

По завершению концерта слушатели не хотели отпускать музыканта. Аркадий Шилклопер продемонстрировал высочайший уровень профессионализма и творческую многогранность.  И мы будем ждать новых встреч с  талантливым музыкантом.

         Якименко Нина

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт