«Джазовые
нестандарты» Аркадия Шилклопера
Аркадий Шилклопер снова в
Нижнем Новгороде, и снова это яркое, незабываемое событие. Концерт прошел 3
марта в Кремлевском концертном зале. В первом отделении Аркадий играл с
ансамблем академического симфонического оркестра «Camerata Sinfonica» под управлением дирижера Александра Скульского. А во втором отделении были представлены
музыкальные произведения уже в сольном исполнении.
А. Шилклопер – исполнитель и
композитор. Окончил институт им. Гнесиных. Работал в
Московском филармоническом оркестре, во многих джазовых и авангардных ансамблях.
Он – великий экспериментатор, и это проявляется во всех аспектах его
музыкального творчества.
В первом отделении были представлены произведения, как
самого маэстро, так и композиторов ХХ столетия. Открыла концерт «Увертюра» А.
Шилклопера, в которой широкую кантилену сменила ритмичная бразильская самба,
что задало характер и настроение всему дальнейшему действу. В этом произведении
маэстро солировал на альпийском роге. Уже в следующем произведении в его руках
пела валторна, а еще позже зал взорвал флюгельгорн.
В «Богах Юрубы» Хораса Сильвера во вступлении
появился новый, диковинный инструмент. На фоне шелеста перкуссии «посох дождя»
солировал диджериду. Эта экзотическая дудочка прибыла к нам из Австралии. Она
является одним из старейших музыкальных инструментов мира, и обычно изготавливается из эвкалипта, достигая в длину
от одного до трех метров. Но у Шилклопера диджериду
необычный – керамический и свернутый в рог. Вся музыка, исполняемая Шилклопером, построена на сплаве, синтезе различных
музыкальных стилей и направлений. Так и в «Богах Юрубы»
можно наблюдать некий ориентальный орнамент мелодики, при этом латиноамериканская
перкуссия проводила постоянный ритм самбы, а струнные относили нас к
европейской традиции. Вступление на диджериду сменила тема валторны, перетекающая
в импровизацию, а в конце возникла уже видоизмененная тема и кода, где вновь звучали
диджириду и «посох дождя». Таким образом, появилась
«арка», которая создала «музыкальный
рассказ» со своим началом и концом. Рассказ о раскаленных песках бескрайней
пустыни, о горячем ветре, что странствует из одного края земли в другой, о
людях с темным цветом кожи, танцующих под удары барабанов…
В авторской композиции «Фанк-рог»
также ощущалась смесь стилей. Импровизациям Аркадия свойственны легкость,
изящность, яркая образность и юмор. Его музыкальный почерк всегда узнаваем. В этой пьесе на фоне жесткого ритма фанк-роковых ударных изящно солировал альпийский рог, а к
середине фанк переходил в свинг, после чего появилась
короткая, но виртуозная импровизация в духе би-бопа у
ксилофона.
Интересен и состав оркестра. Помимо струнных, в нем
присутствовала многообразная перкуссия, а также электрогитара, которую,
впрочем, не было слышно за плотной «стеной» струнных.
При всей изысканности, блеске исполняемой музыки, в
исполнении случались и огрехи. Оркестр
не всегда чувствовал нюансы манеры исполнения джаза. Порой не хватало
ритмической «остроты» и чуткости, видимо, из-за недостатка репетиций с
оркестром.
Второе отделение Аркадий Шилклопер
играл сольно, играл блестяще. Идеальная интонация и тонкая нюансировка, мастерское
владение звуковой палитрой, безудержная фантазия открыли богатый внутренний мир
музыканта, а также, благодаря применению определенного арсенала «электроники» и
новые возможности валторны.
Во втором отделении звучал русский фольклор и джазовый
фанк. Композиции «Скоморохи», «Барыня», «Со вьюном я
хожу» и «Русская песня» можно объединить в своеобразную «русскую сюиту».
В «Скоморохах» А. Шилклопер
впервые применил для валторны электронный аппарат «Loop station». Этот прибор часто
используют электрогитаристы. Он позволяет записать музыкальную фразу, а затем
повторять ее столько раз, сколько потребуется исполнителю, импровизирующему
поверх этого риффа. Таким образом, электронная запись служит аккомпанементом
для солиста.
В «Барыне» маэстро
опять удивил новым инструментом - хорне де кача, похожим на маленькую валторну. Она является старинным
музыкальным инструментом, для которого писал еще И. С. Бах. Позже этот
инструмент был несправедливо забыт, но обрел новую жизнь уже в XXI веке, в импровизациях Аркадия Шилклопера,
пронизанных джазовой стилистикой. «Барыня» прозвучала в странном нечетном
размере – 11/8, что придало ей некоторую остроту. При помощи электронного
процессора использовался эффект «октавер», позволяющий
звучать инструменту на октаву ниже своего натурального диапазона.
В композиции «Со вьюном я хожу» повеяло духом
язычества. В воображении возникло
зрелище весенней ночи, и девичьих хороводов на берегу реки… Необычайное
богатство динамической и тембральной палитры нарисовало
незабываемую звукокрасочную картину. Бесконечное дыхание
исполнителя создало необычайно широкую кантилену - музыкант использовал технику
перманентного дыхания, которая позволила солировать на флюгельгорне с сурдиной и петь одновременно.
В «Русской песне» солировала валторна в сопровождении «Loop station». Многоголосие
создавалось сочетанием реального тембра и электронных помощников. Вообще, благодаря multieffect processor, можно
неузнаваемо преображать тембры инструментов, но Аркадий использовал эту
возможность очень корректно и аккуратно,
только как аккомпанемент, дабы минимально вмешиваться в природные тембры исторических инструментов.
Джазовую часть
отделения открыл «Фанки-этюд». Здесь особенно
примечательно то, что, благодаря многообразной технике и фантазии исполнителя, валторна А. Шилклопера оказалась
способной подражать различным музыкальным инструментам, отвечающим этому стилю. Так, например, волторнист имитировал
соло барабанов, за счет постукивания по корпусу. Также изображал звучание струн
фанк-гитары, взвизгивание «бэндов».
Вдруг ворвалось биг-бэндовское тутти духовых,
разразившись проливным дождем джазовых соло. Ритмическая острота и глубина
нюансов не переставала поражать.
Ближе к концу концерта слушателей ожидал еще один сюрприз
– небольшое отклонение от программы - импровизация царила не только внутри музыки.
Вместо заявленных «Кобры» и «Напева», прозвучали «Девственный океан» из первого
альбома Шилклопера «Хронология» и «Новая тема» Аллегре Корея.
«Девственный океан» - это изобразительно-пейзажная
музыка в духе «new age». Здесь появился образ
необъятного, бесконечного пространства, в котором нет ни прошлого, ни будущего,
в котором царствует только ветер. Это ощущение усилили эффекты «эхо» и «холла»,
которые в сочетании с ударами по корпусу инструмента и пением создали ощущение
фантастического мира.
По завершению концерта слушатели не хотели отпускать
музыканта. Аркадий Шилклопер продемонстрировал
высочайший уровень профессионализма и творческую многогранность. И мы будем ждать новых встреч с талантливым музыкантом.
Якименко Нина
|