на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Когда фантазия не знает границ

«… На актерах лежит особая миссия. Они хранители культуры языка, культуры общения, ведь нет ничего дороже человеческого общения! Люди, которые приходят в театр, должны учиться этому у актеров. На самом деле работа в театре – не просто работа, а служение. Именно служение искусству…» Валерий Евстафьевич задумался, откинувшись на спинку кресла. «Если ты настоящий актер, - добавил он, – то, несмотря на усталость, должен снова и снова выкладываться на сцене. Без этого никуда».
Передо мной - актер, режиссер, неоднократный дипломант и лауреат всероссийских и международных конкурсов артистов-чтецов, педагог Нижегородского театрального училища Валерий Евстафьевич Долинин. С недавних пор он преподает и в нашей консерватории на факультете «Артист музыкального театра».
- Наверное, актеры-музыканты отличаются от воспитанников театрального училища?
- На мой взгляд, они более универсальны: обладают вокальными данными, развитым чувством ритма и способны освоить музыкальный инструмент. Хотя, нельзя забывать, что первое слово в их будущей профессии – актер. Я надеюсь, что выпускники этого факультета смогут работать как в музыкальном театре, так и в драматическом, где составят конкуренцию любому. Если актер поет и играет на инструменте, это вдвойне ценно, особенно сейчас, когда во многих спектаклях используется живой оркестр и голос. Главное, чтобы музыка и драматическое искусство дополняли друг друга. Мои выпускники работают во многих театрах России, в том числе во МХАТе, в Театре на Таганке и в Московском областном ТЮЗе.
Валерий Евстафьевича очень любит музыку: он занимался вокалом и владеет гитарой.
- Чему вы стараетесь научить своих студентов?
- На первых порах речь идет не о мастерстве, а, скорее, о ремесле. Студенты должны научиться говорить, мыслить, видеть, слышать, реагировать, чувствовать время. Искусство – всегда полу…оттенок, полунамек, и научить влюбляться в детали, более того, получать от этого удовольствие, - довольно длительный процесс. Вообще стараюсь воспитывать учеников, которые поистине будут служить искусству.
Валерий Евстафьевич рассказывает, что у него любовь к сцене началась с детского театра «Юность», куда он третьеклассником попал по приглашению друга и где отыграл семь лет. «По окончании школы, естественно, у меня и мыслей других не было, - вспоминает актер. – Проработав год на заводе, я сразу поступил в Нижегородское театральное училище». Курс набирал В. Соколоверов, выпускник школы-студии МХАТ, «однокашник» О. Табакова. «Мне очень повезло! Все лучшие педагоги приложили силы к моему актерскому становлению, - рассказывает Валерий Евстафьевич. - Выпускал нас Б. Наравцевич, а председателем государственной комиссии на выпускных экзаменах был заслуженный артист России И. Тарханов. Он пригласил меня в школу-студию МХАТ». Учась в Москве, Долинин параллельно играл в Рижском молодежном театре, руководителем которого был народный артист А. Шапиро. На сцене этого театра актер сыграл более двадцати ведущих ролей: Никита в «Жестоких играх» по пьесе Арбузова, Артем в «Завтра была война» и многие другие. Самые яркие и любимые – главная роль в сказке «Датская история» и роль короля в спектакле «Роза и кольцо», поставленном А. Правдиным.
Валерий Евстафьевич до сих пор с улыбкой вспоминает, как любил ходить по Москве с тросточкой, в шляпе и пенсне. После столицы молодой актер отправился в Петербург, где выступал в Театре сатиры и театре «Симха» под руководством народного артиста СССР В. Баснера. Тогда, кстати, он играл в спектакле по пьесе О. Мухиной «Таня, Таня», который был номинирован на «Золотую маску». «Мне интересны герои, масштабные и по чувствам, и по широте взглядов», - объясняет Валерий Евстафьевич.
Долинин много играл и в Нижнем Новгороде. Мне запомнился спектакль «Хапунь» театра «Комедiя», где Валерий Евстафьевич появлялся в роли еврейского черта. Высокий, колоритный, грозный, но не лишенный обаяния, его герой получился одним из самых ярких. Кажется, каким должен быть классический черт? Наверное, злым, коварным, бездушным, … однако актеру удалось найти в образе множество оттенков. Хапун в исполнении Долинина постоянно перевоплощается, словно накидывая на себя различные маски.
- Почему же вы сейчас не играете в театре (за исключением редких случаев)?
- Потому что профессия актера - самая зависимая, которую только можно себе представить. Сейчас мне интересней преподавать, заниматься режиссурой. Тем более что настоящего искусства так мало!.. К сожалению, многие актеры, даже не знают, что такое искусство.
- А что для Вас настоящее искусство?..
- Когда у зрителей и актеров - полное взаимопонимание. Когда зал плачет и смеется там, где нужно, а вокруг актера возникает светящийся нимб. По правде говоря, театр и искусство – две разные вещи. Что такое театр? Это машина по штамповке спектаклей… но если на площадке появляются режиссер и художник – постановщик, понимающие друг друга с полуслова, и актеры, которые общаются с режиссером на одном языке, если возникает пьеса, созвучная сегодняшнему дню… в театре происходит чудо. Рождение подлинного искусства.
- Думаете, сегодня подобное чудо встречается редко?
- Конечно, хотя… чудес и должно быть мало.
- Любопытно поговорить о Вас как о режиссере…
- Первым моим спектаклем был мюзикл по пьесе Г. Горина «Тиль», который я поставил на базе Борского театра «Мюзикл». За время работы в училище я выпустил для студенческого театра водевили А. Чехова, «Мертвые души» Н. Гоголя, «Мещанскую свадьбу» Б. Брехта, «Светит да не греет» Н. Островского. Я вообще люблю классику, ведь она неисчерпаема. И когда возникает выбор, что ставить, всегда обращаешься к классике. До сих пор помню, как в армии капитан роты объявил мне пять нарядов за то, что я «во время несения службы по парку прочитал всю классическую литературу из библиотеки»! Пушкин, Куприн, Пастернак, Булгаков... На Всероссийском конкурсе чтецов, где я, еще четверокурсник, получил свой первый диплом, читал отрывок из «Мертвых душ» Гоголя.
- Без чего вы не можете представить себе спектакль?
- Я безумно люблю юмор. Мне кажется, что без него жизнь вообще была бы тоскливой штукой, и из любой постановки стараюсь «вытащить» хотя бы крупицу чего-то смешного.
* * *
«Валерий Евстафьевич потрясающий педагог и терпеливый человек!»
«Он с одинаковым вниманием относится абсолютно ко всем студентам».
«Его творческая фантазия не знает границ…»
«Он вдохновляет нас и заряжает энергией…»
* * *
«Мои студенты мне нравятся!» – улыбается Валерий Евстафьевич.
* * *
…Пятница. Вторая половина дня. Фойе нашей консерватории как обычно переполнено студентами. Все суетятся, опаздывают, спешат куда-то. Но вот открывается дверь, и появляется высокий худощавый мужчина в черном пальто. Степенной походкой он движется через фойе. Это Валерий Евстафьевич Долинин. Сейчас, через несколько минут, он войдет в класс, и начнутся настоящие чудеса…
Мария Евсеева
Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт