Статьи
|
Памяти маэстро28 марта 2009 года в зале Нижегородской академической филармонии состоялся концерт, посвящённый памяти Мстислава Ростроповича.
Этого человека знал весь мир. Великий музыкант - виолончелист, дирижёр, профессор столичных консерваторий, общественный деятель, посол доброй воли Юнеско, почётный гражданин многих городов. Всех званий, наград, добрых дел не перечислишь. Одно бесспорно: для Нижнего Новгорода Мстислав Леопольдович - особенно дорогой и близкий человек. Каждое его выступление было событием, настоящим праздником в музыкальной жизни. Ростропович являлся одним из организаторов Сахаровского фестиваля, в котором сам неоднократно принимал участие. Многие значимые программы были показаны именно здесь - в Кремлёвском концертном зале, тут же состоялся и дирижёрский дебют музыканта. Не случайно Нижегородская филармония носит почётное имя Мстислава Ростроповича.
Вот уже два года, как маэстро не стало - 27 апреля 2007 года он безвременно ушёл из жизни. И в этот вечер в память о выдающемся музыканте играли те, кто много раз имел счастливую возможность творить вместе с ним, прикасаться к таинствам музыкального искусства; играли для тех, кто не раз слышал виолончель мастера, видел его за дирижёрским пультом.
В зале - аншлаг, многие сидят на приставных стульях, в программе - известные и всеми любимые произведения. Дирижирует концертом народный артист России, Казахстана и Татарстана Фуат Мансуров.
«Мы с Мстиславом Ростроповичем практически ровесники. Я 21 год был профессором Московской консерватории, из них лет 12-ть мы трудились, что называется, бок о бок».
И репетицию, и концерт Мансуров провёл, ни разу не раскрыв партитуры. Нет, ноты он, конечно, раскрывал и немало с ними работал, но вот на репетиции и концерте дирижировал исключительно наизусть.
«Я дирижирую без партитуры. У меня всё в голове. Я всё-таки закончил в университете непростой факультет - физико-математический. Я благодарен судьбе, что в 1963 году она свела меня с выдающимся мастером Игорем Маркевичем, профессором Парижской консерватории. Он у нас 6 месяцев вёл курсы повышения квалификации. Однажды спрашивает меня: «Вы правда хотите быть дирижёром?» - «Да, хотелось бы...» - «Делайте вашу работу наизусть!». С тех пор я делаю всё наизусть. Но в то же время я знаю довольно знаменитых дирижёров, которые не могут даже на секунду оторваться от партитуры, - это плохо. Понимаете, когда дирижёр работает наизусть - когда он не просто машет, а знает партитуру досконально - когда вы доказываете артистам, что подробно знаете предмет, что вам не надо дополнительных усилий, они моментально меняют к вам своё отношение...»
Концерт открылся увертюрой-фантазией «Ромео и Джульетта» Чайковского. Как известно, идею написания этого симфонического произведения композитору подсказал М.А.Балакирев. Много позже Чайковский на этот сюжет даже оперу хотел написать, настолько увлекла его драматическая история любви шекспировских героев.
В исполнении увертюры не доставало ощущения цельности, стройности формы, согласованности оркестра - каждая из групп звучала несколько обособленно, выделяясь из общего монолита звучности. Не всегда хватало теплоты, самоотдачи оркестрантов, особенно в лиричной и необыкновенно красивой теме любви. В своё время Н.А. Римский-Корсаков так высказался об этой музыке: «До чего вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть! Это одна из лучших тем всей русской музыки!» Поначалу в оркестре чувствовалась неуверенность, даже растерянность – возможно, сказалось ограниченное количество репетиций. Но вскоре оркестр собрался, как будто привык к руке дирижёра, к окружающей обстановке. Атмосфера в зале была весьма тёплой, радушной. Очень многие пришли не только послушать свои любимые произведения, но и посмотреть на выдающегося музыканта. В прошлом году музыкант отметил 80-летие. Маэстро находится в прекрасной форме, и это, вполне возможно, обусловлено широтой его интересов и активной творческой жизнью. Фуат Шакирович - дирижёр с физико-математическим образованием, играет на нескольких инструментах, полиглот, мастер спорта по альпинизму и скоростному бегу на коньках, шахматист 1 разряда.
Закончив «Ромео и Джульетту», оркестр заиграл музыку к спектаклю «Гамлет». Эта яркая интересная в своём звучании музыка раскрывает перед нами талант ещё совсем молодого Шостаковича – на момент написания композитору было всего 26 лет. Изначально он написал музыку к спектаклю Театра им. Е.Вахтангова "Гамлет" в 1932 году, позже – в 1964 году - появился фильм-экранизация Г.Козинцева, где также звучит музыка Шостаковича. В концерте был исполнен именно театральный вариант. К сожалению, эта музыка не столь широко известна, как, скажем, симфонии Шостаковича, квартеты, вокальные сочинения, наконец, оперы или балеты. Доступность музыкального языка, простота письма, вместе с тем психологическая углублённость, ироничность, неожиданность контрастов демонстрируют яркую театральную музыку. Оркестр достойно - образно, лаконично и свободно - представил сочинение Шостаковича. Создалось впечатление, что отыграв не совсем удачно первое произведение программы, дирижёр и оркестранты отчетливо поняли, что им не удалось пойти по пути лишь только обоюдного вдохновения и сделали шаг навстречу друг другу. Музыканты стали более собранными, сосредоточенными, чутко реагировали на каждую просьбу дирижёра, а тот, в свою очередь, не только демонстрировал хорошее знание музыки, но и более внимательно контролировал весь процесс исполнения, вёл за собой, точно адресуя ауфтакты, показывая штрихи, требуемый характер звука.
«Я чувствую, что в процессе работы люди постепенно понимают, с кем имеют дело. Я безукоризненно слышу оркестр - это, видимо, результат того, что я много лет сам играл в оркестре, привык слышать его изнутри. Я ни единой мелочи не пропускаю - какие-то замечания по поводу интонации неизбежны, любую мало-мальски сомнительную ноту я начинаю проверять. Они стараются исполнить всё, что я говорю, и даже более того. Они играют очень стройно.
Когда отдаются полностью этому предмету - лучшего и пожелать нельзя...»
После антракта концертный вечер был продолжен знаменитой симфонией №9 «Из Нового Света» чешского композитора Антонина Дворжака. Это сочинение было написано автором в Соединённых Штатах Америки, где он в течение 3-х лет возглавлял Нью-Йоркскую консерваторию.
Славянский фольклор, его мелодическая щедрость, опора на ритмику народных танцев в сочетании с европейской композиторской техникой, а также элементы индейских и негритянских песен сочно, колоритно и очень образно были использованы композитором в этой симфонии.
Дворжак в исполнении оркестра филармонии прозвучал неплохо, оркестр играл хорошую музыку - она говорила сама за себя. Не всегда музыкантам хватало эмоциональной открытости, раскрепощённости в игре. Многочисленные соло медных и деревянно-духовых инструментов звучали интонационно точно, но, на мой взгляд, не достаточно выпукло. Обилие наигрышей, перекличек давало, казалось бы, прекрасную возможность продемонстрировать всю тембральную палитру инструментов, которую с таким блеском отобразил в оркестровке сочинения композитор.
На бис был исполнен фрагмент из музыки к «Гамлету» Шекспира. Зал приветствовал оркестрантов и дирижёра стоя. Концерт, посвящённый памяти Ростроповича закончился, на покидавших зал зрителей с портрета смотрели умные, добрые глаза Мстислава Леопольдовича.
Арт-журналист II курса ННГК
Наталия Рыжакова
|
|