на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  «Лови мгновение...»

Те, кто любит бродить по улочкам Нижнего, должен непременно заглянуть на улицу Пискунова. Дома тесно прижались друг к другу, словно боятся разлуки. И в то же время в них столько достоинства, словно у аристократов, пришедших на парад. На этой улице среди кафе и ресторанов притаился Русский музей фотографии. Закройте на миг глаза и представьте, что Вы беретесь за ручку двери и открываете ее. Вы видите перед собой длинную лестницу, уходящую на второй этаж. Впрочем, может быть, и не слишком длинную. Но все равно, когда поднимаешься по ней, появляется какое-то сладкое и щемящее чувство. Словно эта лестница ведет в иной, таинственный мир. Сейчас пройдешь эти ступени и окажешься в прошлом… Или будущем… Или в параллельной реальности… Да не все ли равно? Главное, что там, наверху, тебя ожидает множество приключений.
Ступени пройдены. Звонок в дверь – и она открывается. Огромная белая комната – и фотографии – фотографии повсюду! Лица людей, натюрморты, почти авангардные композиции. Это юбилейная выставка художника Виктора Васильевича Мельникова. Добрая фея, по совместительству научный сотрудник музея фотографии Ольга Карасева рассказывает: «Виктор Васильевич - известный нижегородский автор поколения советских фотографов, который состоял в клубе “Волга”. Выставка строится на теме жизни человека в самых различных ее циклах. Называется она “Колесо жизни”, то есть все ее стадии: появление на свет, затем детство, отрочество, юность, молодость, зрелость и старость, смерть… Это выставка философского плана, своего рода размышление о человеке. Она очень эмоциональная и разножанровая. Свет, тепло, которые свойственны В.В.Мельникову, можно остро ощутить в его работах».
Каждая из них – произведение искусства. Но главное, кусочек чьей-то жизни. Возможно, кого-то из этих людей нет уже в живых, а их фотографии – здесь, на этой выставке, и они как будто продолжают существовать.
- Когда в Нижнем Новгороде появилась фотография?
– Считается, что первый мастер в нашем городе начал работать в далеком 1843 году. Но все же, нижегородская фотография дореволюционного периода ассоциируется, в первую очередь, с двумя именами – Андрей Осипович Карелин и Максим Петрович Дмитриев. А. О. Карелин – один из основоположников художественной фотографии в нашей стране. М. П. Дмитриев – основатель публицистической фотографии. Так случилось, что оба они жили со своими семьями и творили в разное время именно в том здании, где теперь располагается «Русский музей фотографии». И их обширное фотографическое наследие (cлава Богу!) осталось.
В советское время был известен горьковский фотоклуб «Волга». Когда о нем говорят, почти всегда называют легендарным. В нем работали такие люди, как Станислав Яворский, Юрий Шпагин, Сергей Покалякин. Это было несколько неофициальное художественное течение. При этом клуб вел очень активную выставочную деятельность, был известен и в России,? и за рубежом, члены клуба получали высокие награды за свои работы.
Сейчас существует множество различных направлений. Каждый художник самовыражается в той манере, которая ему близка. Иногда современные авторы используют как образец творчество мастеров прошлого. Но все-таки XXI век – время индивидуальностей.
Интересно! Если спросить у людей, какое кино они больше любят: цветное или черно-белое? Наверняка, многие скажут: «Конечно, цветное! Черно-белый кинематограф – это же прошлый век! Архаичное, холодное, слишком интеллектуальное!» Но странное дело, с фотографией – совсем не так. Люди собирают черно-белые снимки, хранят их бережно, как будто это настоящее сокровище. Чем же они так притягательны? Может быть, когда фотоаппараты были редкостью, каждое фото воспринималось не простой обыденностью, а священной возможностью запечатлеть уходящее мгновение чьей-то жизни? Старые фотографии, кажется, обладают душой. А сегодняшние снимки часто гламурно-блестящи и вызывающе откровенны. Только профессиональным фотографам или одухотворенным любителям удается вдохнуть в них капельки жизни.
- У многих сейчас есть фотоаппараты, многие фотографируют, но не все становятся профессиональными мастерами. Может быть, для этого нужно особое состояние души?
– Состояние души – это очень важно и без этого, наверное, нельзя, но должны быть какие-то творческие способности и навыки именно в фотографии. Свет, композиция – ими фотограф должен владеть в совершенстве. Может кто-то по наитию делает великолепные снимки, но все-таки большинству требуются глубокие знания в этих областях. Ну и для того, чтобы действительно занять какую-то нишу в мире фотографии, надо еще обладать собственным уникальным видением. Найти свою тему, собственный взгляд, который отличает от большинства фотолюбителей, которые тоже снимают, но «как все».
- Любопытно, современные фотографы еще работают в старой технике?
– Да, конечно. Некоторые ностальгируют по ушедшему и хотят вернуться в прошлое. Есть и такие, кто начинал с «цифровой», а теперь хочет попробовать себя в классической черно-белой фотографии, в ручной печати.
Осмотр выставки В. Мельникова закончен. Экскурсовод предлагает заглянуть и в постоянную экспозицию. Вновь – волшебная лестница. Открывается потаенная дверь на первом этаже. Небольшая, но просторная комната. В углу старинная мебель: трюмо с зеркалом, стол, обтянутый зеленым сукном. На кресле кто-то «забыл» куклу. Наверное, хозяйские дети…Огромный объектив старой фотокамеры бросается в глаза. Голубое строгое око зорко следит за посетителями. От этого пристального взгляда становится не по себе. А вдруг семья только что покинула этот дом… Вдруг кто – то из них вернется?
–Первый этаж – это историческая экспозиция. Ее ядро - это Карелин и Дмитриев, их творчество и жизнь. Другая часть выставки – это история фотографии с момента появления. Дагерротипы, первые изображения, камера обскура как прообраз фотокамеры, «рассказ» о камерах «кодак», об объемной фотографии. Недавно у нас расширилась экспозиция за счет фотографий советского периода и вообще двадцатого века. Первая мировая война, пятилетки, коллективизация, строительство ГАЗа, открытие Чкаловской лестницы, Великая Отечественная война – все эти события отражены в экспозиции. Мы проводим занимательные экскурсии для детей. Они узнают, как выглядели первые камеры, как проявляется пленка, печатается фотография.
Да, детям бы понравилось здесь. Волшебная «красная комната» (по-взрослому, проявочная) за занавесью манит к себе: «Присоединяйся, дружок, к этому волшебству. Я подарю тебе все, чем сама владею. Ты станешь чародеем, сможешь остановить мгновение…» Как заманчиво! Наверное, некоторым потом снилась эта каморка с чудесами, и не раз появлялось желание самому взять в руки фотоаппарат и серьезно заняться фотографией… Только где же этому научиться? Разумеется в фотошколе!
– Наша фотошкола работает с июня 2005 года. В среднем у нас бывает по 4-5 выпусков каждый год. Это школа для начинающих. У нас интересный преподавательский состав. Это и сотрудники музея, и фотокорреспонденты, которые работают в нашем городе, и фотохудожники с именем. Программа рассчитана на человека, который никогда не занимался фотографией или фотографировал «для себя»… Начинается обучение с теории: занятия по жанрам, по колористике, композиции, работа со светом. Далее постепенно подключается практика. Наши студенты уже пробуют снимать портрет, натюрморты, выходят на пленэр. Есть занятия, на которых рассказывается о тенденциях развития современной российской и зарубежной фотографии. Иногда наборы настолько большие, что приходится отказывать.
Ну еще бы! Ведь каждый человек, даже взрослый, в душе мечтает стать волшебником.
Хотя бы чуточку! А фотоаппарат – настоящий магический предмет. Подумать только: нажимаешь на кнопочку – и внутри объектива рождается чудо…
- Почему же сам музей называется Русским музеем фотографии, а не Нижегородским, не Государственным? Возникают даже ассоциации с «Русским музеем» в Санкт-Петербурге.
– Музей появился потому, что здесь творили Карелин и Дмитриев. Но это знаковые фигуры не только для Нижнего Новгорода, но и для отечественной фотографии в целом. С этим отчасти и связано название. И сейчас здесь проходят выставки не только нижегородских фотохудожников, но авторов из Москвы, Петербурга, Сибири, Калининграда, Дальнего Востока, Северного Кавказа. Экспонируются работы фотохудожников из Германии, Франции, США.
Рамок для фотоискусства практически не существует. Порой и самый простой снимок вдруг представляется дверью в параллельный мир. Он находится рядом с нами, но для многих остается незримым. Это мир запечатленных мгновений: капельки росы на тонких стебельках растения, пробивающиеся из пыльного асфальта несмелые ростки, усталое лицо родной бабушки, птица в полете, утренние лучи солнца, развалины старинного дома на фоне новостроек… Человек проходит мимо, не обращая внимания на эти «мелочи», не замечая волшебства.
Время прощаться. Вновь открывается заветная дверь, вслед немного грустно и задумчиво смотрит вечный сторож – голубоокий объектив. Позади остаются старинные открытки, портреты начала XX века, виды городов, голограммы, словно залитые в янтарь… А что же там? Изменился ли мир, который был покинут недавно? Нет, как будто. Только солнце светит чуть-чуть приветливее, забыв о своем спутнике-морозе; дома еще теснее «взялись за руки», словно старые друзья; заискрились бисеринками несмелые ручейки…Сказка? Может быть. А еще – готовый сюжет для фотографии.

Арт-журналист II курса ФДО и ПК ННГК
Платонова Олеся

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт