на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-ДО, или Распевка для оркестра (Музыкальная сказка)

На душе пасмурно, а в глазах дождливо. Такое настроение иногда посещает меня. Да и вам, наверное, знакомо это состояние. Что вы делаете в такие минуты? Слушаете музыку или гуляете по городу… А, может, съедаете любимое лакомство? Есть много разных способов преодолеть эту внезапную хандру. Мне всегда приходит на помощь оркестр.
Вы слышали, как настраивается оркестр? Вначале слышен лишь осторожный голос Гобоя: “Ля! Вы слышите? Это же нота “Ля”. Самая главная нота в Оркестре!” Ему отвечают нежные голоса юных Скрипок: “Что это? Что происходит? К чему вся эта суматоха?”. “Мы распеваемся”, – тут же откликаются мудрые Контрабасы. “Сейчас начнётся концерт”, – гудят они поучительно, неторопливо и как всегда немногословно. “Концерт! Наконец-то! Это же так прекрасно!”, – понемногу просыпаются музыкальные инструменты.
Красавицы Виолончели прихорашиваются, приводя в порядок свои длинные благозвучные струны. Упитанная Госпожа Валторна с важным видом рассказывает историю о своём далёком прародителе – лесном охотничьем Роге. Но беззаботный шутник Кларнет совсем не слушает её. У него, между прочим, тоже есть талантливые родственники. Например, старший брат Бас-Кларнет. Его сочный и мягкий голос вскружил голову не одной флейте. А как поживает это семейство? О! Их высокие, звонкие голоса перекрывают все остальные звуки. О чём же они разговаривают? Сегодня, впрочем, как и всегда, они сплетничают о новых нарядах и поклонниках. “Ах! Вы знаете”, – говорит самая стройная и миниатюрная Флейта по имени Пикколо – “В новом сезоне в наш оркестр приедет молодой Альт. Кстати, прямиком из столицы. Да-да, не удивляйтесь! Мне об этом рассказала моя близкая подруга Первая Скрипка. Она лично знакома с этим талантливым инструментом. Откуда? Ах! Я не настолько хорошо осведомлена… По слухам, они повстречались на открытии одного музыкального фестиваля и буквально не могли оторвать смычков друг от друга. Это была любовь с первой ноты…”. Флейта Пикколо заливается сладкой трелью и делает головокружительный пассаж. “Ах! С первой ноты”, – протяжно вторят ей остальные сплетницы-Флейты, захватывая самые высокие ноты своего диапазона.
А вот и медная группа инструментов. Как чудесно они поют, празднично поблескивая благородными золотистыми боками! А как же легко танцуют струны волшебницы Арфы, которая нарочно для концерта облачилась в это белое воздушное платье! Звуки множатся, растут, проникают в каждый уголок огромного зрительного зала, образуя чудесное радужное многоголосие, которое волнует и будоражит душу. Слух уже не различает отдельных голосов и мелодий, но, всё же, чувствует ту общую небесную мелодию, которую невозможно повторить, спеть, высказать.
Но что это? Едва слышный прозрачный шорох пролетел над оркестром… И будто океан, успокоенный ласковой погодой, оркестр замирает. Лишь мечтательный, романтичный Гобой продолжает нашёптывать только что сочинённые стихи на ушко соседке Флейте. “Шшш, Дирижжёр пришшёл! – осторожно прошуршали худенькие близняшки Тарелки. “Дил-ли-дон, Дир-ри-жёр!”, – зазвенел маленький сорванец Колокольчик. “Зам-мол-чи, а то сейчас и тебе достанется”, – задрожал Треугольник, не сумев увернуться от меткого удара тонкой металлической палочки. Дирижёр… Это слово, подобно заклинанию, преобразило оркестр. Правильная осанка, абсолютное молчание, предельная собранность. “Да, мы уже настроились. Мы готовы играть Музыку”, – словно говорят инструменты.
Начинается концерт, увлекательный и интересный. Здесь каждый инструмент рассказывает свою историю в строго определённое время, которое обозначено Композитором на нотной бумаге. Здесь нет места сплетням и пустым разговорам. Напротив, инструменты должны внимательно слушать друг друга. “Звучит соло Английского Рожка. Значит, мы должны немного помолчать”, – шелестят Скрипки. Английский Рожок поёт о чём-то далёком и прекрасном. Даже сестрицы Кастаньеты – гостьи из знойной Испании приумолкли. Наверное, они мечтают о том, чтобы исполнить Концерт для Кастаньет с оркестром на большой сцене. “Тогда мы будем солировать также восхитительно, как Английский Рожок”, – фантазируют испанки. “Но только прредуппреждаю: я задерржусь на сцене дольше тебя”, – не выдерживает одна из сестрёнок. “Ах, ттак! Я ттрребую уважения!”, – стрекочет вторая. Ну, началось! Шум, гам, треск и цокот. Вот горячий народ! Никто друг другу не уступит. Между тем, Английский Рожок всё поёт. От его задушевного, чуть дрожащего голоса веет весной, светом и ещё чем-то знакомым и родным. А на душе уже не так пасмурно и дождливо…

Арт-журналист !! курса ФДО ННГК
Ирина Корнишина
Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт