на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Есть город золотой…

Загадка первая: «уголь» или «угол»?

Представьте, живете вы в городе, где все вам знакомо, и каждый день ваш путь лежит по одному и тому же маршруту. Или не в городе. И маршрут у вас каждый день разный. Но все для вас привычно, все вы о родных местах знаете или думаете, что знаете. И вот вы покидаете насиженное место и отправляетесь туда, где люди каждый день ходят по одним и тем же улицам, и, возможно, уже не замечают, в каком чудесном месте они живут! А вы увидите! Для вас этот город уникален, вы появитесь и уедете, пока жизнь и там не стала обыденной.

Но пока вы знаете об этом городе только то, что он старше вас на тысячу лет, и что там был убит царевич Димитрий. И первая загадка, над которой вам приходится размышлять - его название. Углич. Что это значит? Почему именно так?

Одни говорят, что так прозвали город иноземные гости за то, что жил в этой местности народ – уличи. Другое предание гласит, что «уголь», который здесь когда-то выжигали, и дал название Углич. Есть и еще интересные догадки. Например, о том, что символом города для мореходцев был угол, который образует изгиб реки Волги в том месте, куда причаливали корабли, а назывался он «Угилец». А вообще, никто уже и не скажет, какая из версий точнее, ведь сам город был основан еще в 1037 году…

Все дороги ведут в… Кремль.

Как начать знакомство с городом? Пожалуй, ни один путешественник не избежит хотя бы мимолетной экскурсии по древнему Кремлю. К нему веером сходятся все основные дороги города.

Вот вы проходите через площадь, затем по небольшому мосту через ручей, впадающий в Волгу. И перед вами возникает собор, рядом - церковь, слева виднеется часовня у монастыря, а если обернуться, то и позади вас - церковные купола. И ничто не нарушает тишину и покой старинных зданий.

Вы в недоумении: это и есть центр города? А где же дорога, запруженная машинами, где беспокойный поток угрюмых людей? Всего этого вы не увидите в Угличе. Жизнь, словно спряталась от поверхностного взгляда, оставив снаружи скромность малоэтажных домов, неспешность транспорта, свободные дороги и величие православных куполов (их видно почти отовсюду).

Но вдруг… Замелькали группы туристов, зазвенели голоса - русская речь вперемежку с иностранной. Вспышки фотоаппаратов, мигающие объективы видеокамер, любопытные взгляды. Поколебалась гармония старины, угличских святынь. Но только на миг. Вот группы расходятся, каждая к какому-либо памятнику, внимая экскурсоводам. Но нам не стоит идти за ними. Ведь вы не хотите, чтобы и вам выдали историческую сводку продолжительностью в час за знакомство с городом?

Представьте, что вы в первый раз общаетесь с незнакомым старцем и набросились на него с расспросами. На какую откровенность вы можете рассчитывать? Попробуйте открывать для себя одну за другой страницы жизни Углича не спеша и осторожно. Куда спешить? Что для этого городка наши несколько часов? Только подумайте, что кремль, который вы видите перед собой, князь Андрей Большой начал строить в XV веке по подобию московского. А задолго до этого, в XIII веке, он был разграблен татаро-монголами. И впоследствии город многое пережил, кремлевские стены были разрушены. И по сей день стоит кремль без крепостных стен, что и стало одной из его примет.

Вдруг… наш взгляд спотыкается. Откуда здесь трактор? Такой выкрашенный и начищенный и словно игрушечный. Кажется, что он возник из черно-белого кино 30-х годов, где рассказывалось о радостной жизни и труде в только образовавшихся колхозах. И вы узнаёте, что на этом, едва ли не первом в Угличе, тракторе работала первая женщина–тракторист Зина Золотова. Неподалеку вы встретите улицу ее имени - здесь она стала народной героиней.

«Но детский лик царевича был ясен…»

Пришел я в ночь. Наутро в час обедни

Вдруг слышу звон, ударили в набат.
Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я

Спешу туда ж — а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич;
Царица-мать в беспамятстве над ним,
Кормилица в отчаянье рыдает...

А. С. Пушкин.
"Борис Годунов"

Побывав в Угличе, вы не сможете не соприкоснуться с историей. В музее на иконах-парсунах запечатлены все события рокового дня, положившего начало смутного времени на Руси. Каждый фрагмент пояснен комментариями на старославянском языке: вот злоумышленники нападают на царевича Димитрия, играющего с ножом, пытаются ворваться в колокольню и убить Федора Огурца, возвестившего о несчастье, и вот их самих настигает расправа местных жителей. А лик святого царевича просветлен, над головой нимб, в руках кинжал, и сам Христос с небес налагает на

него крестное знамя. Возможно, таким и видел мальчика Борис Годунов из оперы Мусоргского в момент помешательства? Под жутковатый бой курантов на тремолирующем фоне струнных он произносит слова: «О, совесть лютая, как страшно ты караешь!..» Напряжение нарастает, речь его дробится, рвется и сбивается: «Чур, чур… Не я…не я твоя лиходей… чур, чур, дитя!.. Народ…Не я… Воля народа!.. Чур, дитя!..»

 Там, где по преданию маленький царевич играл в «тычку» с другими мальчиками и был настигнут людьми Годунова, в 1692 году построили церковь, красную с голубыми главками, названную церковью Дмитрия «На крови». Внутри храма висит набатный колокол, когда-то оглушивший всю округу известием о трагедии. За это он был наказан по русскому обычаю, ведь наши предки относились к колоколам, как к живым людям, даже имена им давали. Угличский колокол скинули с колокольни, отрезали уши (приспособления, на которых он крепится) и вырвали язык, иссекли плетьми и сослали в Тобольск. Позже его вернули, но теперь он не участвует в жизни города, и лишь любопытный посетитель может в него ударить, конечно, если разрешит смотритель.

Под его протяжный звон размышляешь – действительно ли он возвещал об убийстве? Быть может, колокол сзывал народ в свидетели несчастного случая. Ведь до сих пор нет неоспоримых доказательств какой-либо из версий. Историки предполагают, что царевич мог спастись, и, действительно, объявиться гораздо позже. Другая версия – несчастный случай в припадке эпилепсии. Все три варианта рассматривает Л. Таймасова, приводя доказательства в пользу каждой трактовки.

Однако в произведениях искусства маленький Димитрий предстает невинной жертвой коварства и властолюбия…

 К языческим истокам в «Утре Славян»

Покидая Кремль, вы замечаете деревянный домик, мимо которого в первый раз прошли, не обратив внимания. Я говорю о Картинной галерее Углича. В любом другом городе вы, наверное, приметили бы его сразу: отреставрированный старинный дом с табличкой, повествующей о его прежних хозяевах. Но здесь он - один из многих архитектурных памятников. Посмотрите, через дорогу стоит дом, как две капли воды похожий на здание Эрмитажа в Петербурге, только поменьше.

В двухэтажной галерее можно провести больше времени, чем во всем Кремле, вглядываясь в картины Сергея Симакова, иеромонаха Рафаила, живущего недалеко от Углича, в Загайнове Ярославской области.

 «От тѣхъ словенъ разидошася по земьли и прозвашася имены своими, кде сѣдше на которомъ мѣстѣ. <…> Имѣяхуть бо обычая своя и законы отець своихъ и предания, кождо своя норовъ. Поляне бо своихъ отець обычай имяху тихъ и кротокъ, и стыдѣнье къ снохамъ своимъ и къ сестрамъ, и къ матеремъ своим, и снохы къ свекровамъ своимъ и къ дѣверемъ велико стыдѣнье имуще. И брачный обычай имѣаху: не хожаше женихъ по невѣсту, но привожаху вечеръ, а заутра приношаху что на ней вдадуче.» («Повесть временных лет»)

Мы утратили в обиходе свой исконный язык - стройный, поэтичный, словно рифмованный язык древних славян. Но, внимательно вчитываясь в незнакомые строки, мы скорее даже не понимаем, а чувствуем их смысл без перевода. И не только оттого, что многие слова современного языка сохранили те же корни. Есть в этом понимании что-то глубинное, что заложено в наших душах.

«От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. <…> Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают» (перевод Д.С.Лихачева)

 «Утро славян» - так называется триптих художника. И если «Повесть временных лет» рассказывает нам, каким было начало родной культуры, то названное полотно нам его в концентрированном виде показывает. Могучая русская природа - зеленый простор лугов и зябкие густые леса, а живет здесь сильный и мудрый народ. Народ этот полон веры в великий разум природы и желания жить с ней в единстве. Не случайно символ жизни славян – вечнозеленое и приукрашенное древо. В центре всего триптиха вы видите светлую фигуру главного бога славян Святовита и его коня, а вокруг располагается языческий пантеон: одухотворен лес и ветер, светила повешены на небесном своде над древом жизни, а семейный очаг охраняют девы с крыльями – Берегини. И все на полотне симметрично и уравновешенно, словно в жизни самих славян. Так, по краям, пылают два белых огня – солнце и волшебный камень Алатырь, перекликаются алый платок девушки с левой стороны картины и красное пламя - с правой.

На выставке вы встретите немало картин, напоминающих об истории Руси. Например, «Год 988. Свержение Перуна», «Поклонение пастухов», по свому былинному духу к ним примыкает и «Спор Жизни со Смертью».

Весь второй этаж посвящен главной теме творчества С. Симакова - истории церкви и житию святых. Полотнам даны говорящие названия: «Иоанн Предтеча над градом Москвою», «Святой Трифон», «Свв.мученики бессребреники Косма и Дамиан», «Преподобный Сергий Радонежский совершает Божественную литургию», «Гряди, откуда ты пришел (Серафим Саровский прогоняет масона)»... В каждой заложено целое повествование, как на житийных иконах XVII века и на поздних иконах-парсунах. Помните изображение царевича Дмитрия в музее кремля?

И где еще, как ни в тысячелетнем Угличе, где так чтят историю, быть этой выставке?

 Чехов в Угличе

Поднимаемся вверх по Ярославской улице, и нам снова и снова попадаются аккуратные дома с указателями: когда построены и кем были владельцы. Чувствуется забота о городе, его облике, желание сохранить его неповторимость и приобщить к его истории гостей.

Добрая половина жителей знает иностранные языки, ведь большинство туристов приезжают из-за рубежа: из Германии, Франции, Испании, Канады, США, Китая, Японии и других стран.

Но если рассматривать Углич не памятник русской старины, а как маленький городок – тихий, уютный и аккуратный, если представить жизнь горожан, то чем же она наполнена? Есть музыкальная школа, дом детского творчества и Дворец культуры с кинотеатром. Правда, сеансы в нем проходят едва ли не раз в неделю. Театры и филармония – за сотню километров, в Ярославле.

А ведь был когда-то в Угличе свой Чехов! Не Антон Павлович, а его брат Михаил. Здесь он прожил два года, но успел организовать любительскую театральную труппу, для которой написал водевиль «За 20 минут до звонка», принесший ему известность. В Угличе Михаил Павлович обрел семейное счастье, отсюда привез несколько сюжетов для своего гениального брата. В местном музее хранится его дар городу - окованный железом дубовый сундучок 17 века, принадлежавший бабушке Чехова

В гостях хорошо…

Но пора отправляться домой. И если вы пробыли в Угличе хотя бы день (если меньше – считайте, что ваши усилия были напрасными, пачка фотографий их не спасет), вы увезете с собой воспоминания, которые дорогого стоят. А еще вы почувствуете иное отношение к своей малой родине, к своему «насиженному месту». Поманят своей неизведанной прелестью улочки и переулки, старые дома, башни и храмы, и вам захочется взглянуть на памятники истории свежим взглядом, смахнуть пыль «хрестоматийности». Я вас уверяю, что все так и будет!

арт-журналист II курса ФДО ННГК

Мария Тихонова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт