Загадка первая: «уголь» или
«угол»?
Представьте, живете вы
в городе, где все вам знакомо, и каждый день ваш путь лежит по одному и тому же
маршруту. Или не в городе. И маршрут у вас каждый день разный. Но все для вас
привычно, все вы о родных местах знаете или думаете, что знаете. И вот вы
покидаете насиженное место и отправляетесь туда, где люди каждый день ходят по
одним и тем же улицам, и, возможно, уже не замечают, в каком чудесном месте они
живут! А вы увидите! Для вас этот город уникален, вы появитесь и уедете, пока
жизнь и там не стала обыденной.
Но пока вы знаете об
этом городе только то, что он старше вас на тысячу лет, и что там был убит
царевич Димитрий. И первая загадка, над которой вам
приходится размышлять - его название. Углич. Что это значит? Почему именно так?
Одни говорят, что так
прозвали город иноземные гости за то, что жил в этой местности народ – уличи.
Другое предание гласит, что «уголь», который здесь когда-то выжигали, и дал
название Углич. Есть и еще интересные догадки. Например, о том, что символом
города для мореходцев был угол,
который образует изгиб реки Волги в том месте, куда причаливали корабли, а
назывался он «Угилец». А вообще, никто уже и не
скажет, какая из версий точнее, ведь сам город был основан еще в 1037 году…
Все дороги ведут в… Кремль.
Как начать знакомство
с городом? Пожалуй, ни один путешественник не избежит хотя бы мимолетной
экскурсии по древнему Кремлю. К нему веером сходятся все основные дороги
города.
Вот вы проходите через
площадь, затем по небольшому мосту через ручей, впадающий в Волгу. И перед вами
возникает собор, рядом - церковь, слева виднеется часовня у монастыря, а если
обернуться, то и позади вас - церковные купола. И ничто не нарушает тишину и
покой старинных зданий.
Вы в недоумении: это и
есть центр города? А где же дорога, запруженная машинами, где беспокойный поток
угрюмых людей? Всего этого вы не увидите в Угличе. Жизнь, словно спряталась от
поверхностного взгляда, оставив снаружи скромность малоэтажных домов,
неспешность транспорта, свободные дороги и величие православных куполов (их
видно почти отовсюду).
Но вдруг… Замелькали
группы туристов, зазвенели голоса - русская речь вперемежку с иностранной.
Вспышки фотоаппаратов, мигающие объективы видеокамер, любопытные взгляды.
Поколебалась гармония старины, угличских святынь. Но
только на миг. Вот группы расходятся, каждая к какому-либо памятнику, внимая
экскурсоводам. Но нам не стоит идти за ними. Ведь вы не хотите, чтобы и вам
выдали историческую сводку продолжительностью в час за знакомство с городом?
Представьте, что вы в
первый раз общаетесь с незнакомым старцем и набросились на него с расспросами.
На какую откровенность вы можете рассчитывать? Попробуйте открывать для себя
одну за другой страницы жизни Углича не спеша и осторожно. Куда спешить? Что
для этого городка наши несколько часов? Только подумайте, что кремль, который
вы видите перед собой, князь Андрей Большой начал строить в XV веке по подобию московского. А задолго до
этого, в XIII веке, он был
разграблен татаро-монголами. И впоследствии город
многое пережил, кремлевские стены были разрушены. И по сей день стоит кремль
без крепостных стен, что и стало одной из его примет.
Вдруг… наш взгляд
спотыкается. Откуда здесь трактор? Такой выкрашенный и начищенный и словно
игрушечный. Кажется, что он возник из черно-белого кино 30-х годов, где
рассказывалось о радостной жизни и труде в только образовавшихся колхозах. И вы
узнаёте, что на этом, едва ли не первом в Угличе, тракторе работала первая
женщина–тракторист Зина Золотова. Неподалеку вы встретите улицу ее имени -
здесь она стала народной героиней.
«Но детский лик царевича был
ясен…»
Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
Вдруг слышу звон, ударили в набат.
Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я
Спешу туда ж — а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич;
Царица-мать в беспамятстве над ним,
Кормилица в отчаянье рыдает...
А. С. Пушкин. "Борис Годунов"
Побывав в Угличе, вы
не сможете не соприкоснуться с историей. В музее на иконах-парсунах запечатлены
все события рокового дня, положившего начало смутного времени на Руси. Каждый
фрагмент пояснен комментариями на старославянском языке: вот злоумышленники
нападают на царевича Димитрия, играющего с ножом,
пытаются ворваться в колокольню и убить Федора Огурца, возвестившего о
несчастье, и вот их самих настигает расправа местных жителей. А лик святого
царевича просветлен, над головой нимб, в руках кинжал, и сам Христос с небес
налагает на
него крестное знамя.
Возможно, таким и видел мальчика Борис Годунов из оперы Мусоргского в момент
помешательства? Под жутковатый бой курантов на тремолирующем фоне струнных он
произносит слова: «О, совесть лютая, как страшно ты караешь!..» Напряжение
нарастает, речь его дробится, рвется и сбивается: «Чур, чур… Не я…не я твоя
лиходей… чур, чур, дитя!.. Народ…Не я… Воля народа!.. Чур, дитя!..»
Там, где по преданию маленький царевич играл в
«тычку» с другими мальчиками и был настигнут людьми Годунова, в 1692 году
построили церковь, красную с голубыми главками, названную церковью Дмитрия «На
крови». Внутри храма висит набатный колокол, когда-то оглушивший всю округу
известием о трагедии. За это он был наказан по русскому обычаю, ведь наши
предки относились к колоколам, как к живым людям, даже имена им давали. Угличский колокол скинули с колокольни, отрезали уши (приспособления,
на которых он крепится) и вырвали язык, иссекли плетьми и сослали в Тобольск.
Позже его вернули, но теперь он не участвует в жизни города, и лишь любопытный
посетитель может в него ударить, конечно, если разрешит смотритель.
Под его протяжный звон
размышляешь – действительно ли он возвещал об убийстве? Быть может, колокол
сзывал народ в свидетели несчастного случая. Ведь до сих пор нет неоспоримых
доказательств какой-либо из версий. Историки предполагают, что царевич мог
спастись, и, действительно, объявиться гораздо позже. Другая версия –
несчастный случай в припадке эпилепсии. Все три варианта рассматривает Л. Таймасова, приводя доказательства в пользу каждой
трактовки.
Однако в произведениях
искусства маленький Димитрий предстает невинной
жертвой коварства и властолюбия…
К языческим истокам в «Утре Славян»
Покидая Кремль, вы
замечаете деревянный домик, мимо которого в первый раз прошли, не обратив
внимания. Я говорю о Картинной галерее Углича. В любом другом городе вы,
наверное, приметили бы его сразу: отреставрированный старинный дом с табличкой,
повествующей о его прежних хозяевах. Но здесь он - один из многих архитектурных
памятников. Посмотрите, через дорогу стоит дом, как две капли воды похожий на
здание Эрмитажа в Петербурге, только поменьше.
В двухэтажной галерее
можно провести больше времени, чем во всем Кремле, вглядываясь в картины Сергея
Симакова, иеромонаха Рафаила, живущего недалеко от Углича, в Загайнове Ярославской
области.
«От тѣхъ словенъ разидошася по земьли и прозвашася имены своими, кде сѣдше
на которомъ мѣстѣ. <…> Имѣяхуть
бо обычая своя и законы отець
своихъ и предания, кождо
своя норовъ. Поляне бо своихъ отець обычай имяху тихъ и кротокъ,
и стыдѣнье
къ снохамъ своимъ и къ сестрамъ,
и къ матеремъ своим, и снохы къ свекровамъ
своимъ и къ дѣверемъ
велико стыдѣнье
имуще. И брачный обычай имѣаху: не хожаше женихъ по невѣсту,
но привожаху вечеръ, а
заутра приношаху что на ней вдадуче.»
(«Повесть временных лет»)
Мы утратили в обиходе
свой исконный язык - стройный, поэтичный, словно рифмованный язык древних
славян. Но, внимательно вчитываясь в незнакомые строки, мы скорее даже не
понимаем, а чувствуем их смысл без перевода. И не только оттого, что многие
слова современного языка сохранили те же корни. Есть в этом понимании что-то
глубинное, что заложено в наших душах.
«От тех славян
разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых
сели. <…> Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и
предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и
тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед
свекровями и деверями великую стыдливость имеют;
имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на
следующий день приносят за нее - что дают» (перевод Д.С.Лихачева)
«Утро славян» - так называется триптих
художника. И если «Повесть временных лет» рассказывает нам, каким было начало
родной культуры, то названное полотно нам его в концентрированном виде
показывает. Могучая русская природа - зеленый простор лугов и зябкие густые
леса, а живет здесь сильный и мудрый народ. Народ этот полон веры в великий
разум природы и желания жить с ней в единстве. Не случайно символ жизни славян
– вечнозеленое и приукрашенное древо. В центре всего триптиха вы видите светлую
фигуру главного бога славян Святовита и его коня, а
вокруг располагается языческий пантеон: одухотворен лес и ветер, светила
повешены на небесном своде над древом жизни, а семейный очаг охраняют девы с
крыльями – Берегини. И все на полотне симметрично и
уравновешенно, словно в жизни самих славян. Так, по краям, пылают два белых
огня – солнце и волшебный камень Алатырь,
перекликаются алый платок девушки с левой стороны картины и красное пламя - с
правой.
На выставке вы
встретите немало картин, напоминающих об истории Руси. Например, «Год 988.
Свержение Перуна», «Поклонение пастухов», по свому былинному духу к ним
примыкает и «Спор Жизни со Смертью».
Весь второй этаж посвящен
главной теме творчества С. Симакова - истории церкви и житию святых. Полотнам
даны говорящие названия: «Иоанн Предтеча над градом Москвою», «Святой Трифон»,
«Свв.мученики бессребреники Косма
и Дамиан», «Преподобный Сергий Радонежский совершает Божественную литургию»,
«Гряди, откуда ты пришел (Серафим Саровский прогоняет
масона)»... В каждой заложено целое повествование, как на житийных иконах XVII века и на поздних иконах-парсунах.
Помните изображение царевича Дмитрия в музее кремля?
И где еще, как ни в
тысячелетнем Угличе, где так чтят историю, быть этой выставке?
Чехов в Угличе
Поднимаемся вверх по
Ярославской улице, и нам снова и снова попадаются аккуратные дома с
указателями: когда построены и кем были владельцы. Чувствуется забота о городе,
его облике, желание сохранить его неповторимость и приобщить к его истории
гостей.
Добрая половина
жителей знает иностранные языки, ведь большинство туристов приезжают из-за
рубежа: из Германии, Франции, Испании, Канады, США, Китая, Японии и других
стран.
Но если рассматривать
Углич не памятник русской старины, а как маленький городок – тихий, уютный и
аккуратный, если представить жизнь горожан, то чем же она наполнена? Есть
музыкальная школа, дом детского творчества и Дворец культуры с кинотеатром.
Правда, сеансы в нем проходят едва ли не раз в неделю. Театры и филармония – за
сотню километров, в Ярославле.
А ведь был когда-то в
Угличе свой Чехов! Не Антон Павлович, а его брат Михаил. Здесь он прожил два
года, но успел организовать любительскую театральную труппу, для которой
написал водевиль «За 20 минут до звонка», принесший ему известность. В Угличе
Михаил Павлович обрел семейное счастье, отсюда привез несколько сюжетов для
своего гениального брата. В местном музее хранится его дар городу - окованный железом
дубовый сундучок 17 века, принадлежавший бабушке Чехова
В гостях хорошо…
Но пора отправляться
домой. И если вы пробыли в Угличе хотя бы день (если меньше – считайте, что
ваши усилия были напрасными, пачка фотографий их не спасет), вы увезете с собой
воспоминания, которые дорогого стоят. А еще вы почувствуете иное отношение к
своей малой родине, к своему «насиженному месту». Поманят своей неизведанной
прелестью улочки и переулки, старые дома, башни и храмы, и вам захочется
взглянуть на памятники истории свежим взглядом, смахнуть пыль
«хрестоматийности». Я вас уверяю, что все так и будет!
арт-журналист II курса ФДО ННГК
Мария Тихонова
|