на главную
Разделы портала

**

СТРАСТИ ПО БАХУ  |  Слово о Бахе

Второго октября 2008 года в рамках Фестиваля И С. Баха» в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н. А. Добролюбова прошла международная научная конференция «Традиции И. С. Баха в современной культуре Запада и Востока: музыка, литература, живопись, кино».

Участников конференции приветствовали организаторы форума: ректор Лингвистического университета Г. П. Рябов, мэр г. Эссена Вольфганг Райнигер, а также председатель Общества германо-российских встреч города Эссена Ангелика Кюппер. В выступлениях они подчеркнули значимость традиций И. С. Баха для современной культуры.

Перед началом работы конференции состоялось награждение участников проекта «Живописный Бах», а также победителей конкурса художественного перевода стихотворения Г. Гессе «Zu einer Toccata von Bach». Лучшим был признан перевод студента Нижегородского Лингвистического университета Ивана Шаламова.

Поощрительных призов были удостоены и юные победители конкурса студенческих музыковедческих работ: Анна Лабазова (Арзамас, I место), Анастасия Андреева (Чебоксары, II место), Юлия Москвина (Йошкар-Ола, III место). Уверенное владение материалом студенты музыкальных училищ продемонстрировали и в своих конференционных выступлениях.

В программе было заявлено 29 докладов. Пристальное внимание аудитории привлекли выступления А. П. Милки (Санкт-Петербург) и Н. Б. Носиной (Москва), связанные с проблемой символики в творчестве И. С. Баха. В своем выступлении А. П. Милка, основываясь на текстологическом анализе источников, остановился на некоторых аспектах, связанных с последним сочинением композитора – циклом «Искусство фуги». Подробно проанализировав автограф, первое и второе издания, композицию произведения, автор спроецировал проблему некоторых устойчивых заблуждений и недоразумений, связанных с жизнью и наследием И. С. Баха, на современное баховедение. Н. Б. Носина рассмотрела проблему символики на примере клавирных опусов композитора, проявив особый интерес к анализу интонационной сферы сочинений. Вопросы, касающиеся звуковой символики, были отражены и в докладе Э. К. Петри (Арзамас). В работе «К проблеме народного в творчестве И. С. Баха» автор уделила большое внимание немецкой национальной основе в творчестве композитора, бытованию жанра лютеранского хорала и народной песни в его произведениях.

Группа докладов касалась влияния феномена И. С. Баха на музыку композиторов XX столетия. В выступлении Т. Н. Левой (Нижний Новгород) «К 100-летию баховского ренессанса в России» были вскрыты причины и намечены этапы возрождения интереса к наследию И. С. Баха в творчестве русских композиторов и теоретиков: от «Подвижного контрапункта» С. И. Танеева к научно-исследовательскому творчеству М. С. Друскина и А. П. Милки, от творцов Серебряного века к творчеству Д. Д. Шостаковича. Аспекты тональной и гармонической организации сочинений И. Брамса в контексте влияния И. С. Баха были представлены в работе А. В. Гусевой (Санкт-Петербург) «Бах и Брамс: диалог двух эпох».

Значение творчества И. С. Баха для других видов искусства рассматривали нижегородские видеохудожники: Сергей Проворов и Галина Мызина представили публике свой экспериментальный фильм «Фуга». «Мы затронули тему классики, – поделились авторы. – Возможно, в контексте данной конференции имеет смысл говорить об эстетических качествах классической культуры как таковой, в частности, с позиции изучения социологического феномена “популярности”. В данной работе мы попытались столкнуть в диалоге классическую музыку и молодое поколение как представителя масс-культуры». Завершил конференцию доклад С. Н. Аверкиной «Образ Баха в пьесе П. Барца и постановке Р. Баниониса “Встреча”».

Атмосфера живой дискуссии, богатство представленных тем и аспектов позволяют резюмировать: конференция состоялась. Более того, обилие разнообразного материала позволило бы ее расширить и провести в несколько этапов. На очереди выход сборника со статьями докладчиков.

арт-журналист II курса ФДО ННГК

Олеся Платонова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт