В Нижнем Новгороде
прошло первое масштабное и значимое событие сезона – Фестиваль И. С. Баха. Посвящённый 17-летию побратимских
отношений с землёй Северный Рейн-Вестфалия (Германия) и 15-летию с
г. Эссеном, он стал приятным подарком и к Международному Дню музыки.
В фестивале были задействованы несколько городских площадок.
Музыкальные страницы разворачивались на сцене Концертного зала Нижегородской
государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки,
живописные, литературные и научные – в стенах Нижегородского государственного
лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова, а
демонстрацию видеостраницы взял на себя киноцентр «Рекорд», в последнее время
всё более утверждающий статус культурного центра.
Название фестиваля звучит просто, но емко: то, что увидели и
услышали нижегородские зрители, раскрывает И. С. Баха не только как
личность или великого композитора, но как уникальное явление мировой культуры.
Его гений вдохновляет художников разных эпох и во всех видах искусства, и
нижегородский фестиваль показал ряд ярких и неожиданных для академического
форума проектов.
Один из них – «Живописный Бах». Звучала Высокая месса h-moll, и
под её воздействием нижегородские художники создавали на холсте в манере Alla
Prima (за один сеанс) картины-ассоциации. Ассоциации многогранные: если в
работе Ирины Гришиной возникло вспененное море, а Наталья Панкова создала
портрет огненно-рыжего И. С. Баха в пурпурно-фиолетовом камзоле, то в
художественном воображении Михаила Мартынова и Сергея Ледкова вспыхнули
абстрактные образы, отсылающие в мир остро субъективного чувствования.
Некоторым созвучием этим художественным работам явился
мультимедийный проект «БаХ – ХХI», в котором также использовались визуальные
ассоциации. Созданный нижегородской творческой группой «Сирен» с привлечением в
качестве Vi-Dj’я известного немецкого художника Лиллевана Побджоя, он
представлял своего рода видео-музыкальное размышление на тему «судьба музыки
Баха как символа подлинного в искусстве».
Музыкальная составляющая представляла собой сочетание
электронного и акустического (струнный квартет) звукоряда, подвергавшегося
мгновенной обработке. Разрозненные звуковые капли постепенно собирались в
клавирную прелюдию c-moll. На экране, подобно старой кинематографической ленте,
чередовались образы: старинная лестница, камни, песок, капли на воде; затем
контуры размывались, возникали «помехи», поперечные линии, клетки, которые
постепенно превращались в единое абстрактное полотно – от прелюдии оставался
один гармонический остов. Но вот в мир хаоса возвращалась тихая музыка,
возвращалась безмятежность и чистота капель, падающих в воду, и мысль –
«искусство неразрушимо».
Обобщённо-культурологическую линию фестиваля ещё более укрупнил
видеоспектакль «Встреча» в постановке Раймондаса Баниониса по пьесе Пауля
Барца. Встреча Баха и Генделя, которая была придумана драматургом, дала
возможность вновь поговорить об искусстве, коммерческом и подлинном,
сиюминутном и вечном. Диалог двух гениев, начатый как интеллектуальный
поединок, в конечном счёте приводит их к тихой дружеской беседе при свечах, и
все-таки Баху еще придется останавливать своего собеседника словами, в которых
заключено все, что он не принимает в художнике: «Опять сверх меры громко».
Отдельной важной вехой фестиваля стала научная конференция
«Традиции И. С. Баха в современной культуре Запада и Востока: музыка,
литература, живопись, кино». Она вместила в себя столь разные и интересные
сообщения, что по её материалам в ближайшее время планируется выпустить сборник
статей на двух языках.
Проректор по научной
работе ННГК им. М. И. Глинки Т. Б. Сиднева уточнила,
что задача конференции – «прежде всего, открыть и сформулировать то новое, что
возникло в восприятии И. С. Баха современной русской культурой.
Насколько известно, в таком ракурсе эта тема впрямую еще не рассматривалась на
конференциях. При восприятии любого феномена сказывается особенность
менталитета. М. Цветаева говорила “мой Пушкин”, и, действительно, у
каждого из нас собственное отношение к поэту. Так и Бах у каждого свой».
У каждого участника конференции
сложился свой подход к творчеству композитора, что превращало конференцию в
живую и увлекательную дискуссию.
Среди прозвучавших десяти докладов можно выделить несколько
тематических линий. Первая – связана с семантикой и музыкальной символикой: работы
А. П. Милки («“Искусство фуги”: автограф, оригинальное издание,
композиция, ошибки, заблуждения, недоразумения»), В. Б. Носиной («О
символике в творчестве И. С. Баха») и Э. К. Петри («К
проблеме народного в творчестве И. С. Баха»). Другая линия касается
влияния композитора на музыку последующих поколений: работы
Т. Н. Левой («К 100-летию баховского ренессанса в России») и
А. В. Гусевой («Бах и Брамс: диалог двух эпох»).
Кроме того, на конференции награждали участников двух
студенческих состязаний: конкурса художественного перевода стихотворения
Г. Гессе «Zu einer Toccata von Bach» («К токкате Баха»), организованного
Лингвистическим университетом, и конкурса работ по исследованию музыки
И. С. Баха среди учащихся музыкальных училищ, проведенного консерваторией.
В первом победителем стал Иван Шаламов из Нижнего Новгорода, а во
втором – Анна Лабазова из Арзамаса («Иоганн Себастьян Бах в России. История
одного хорала»), Анастасия Андреева из Чебоксар («Назад к Баху: от контрапункта
к синтезу»), Юлия Москвина из Йошкар-Олы («Инвенции И. С. Баха –
школа полифонии и энциклопедия творчества композитора»).
Привлечение молодых участников наряду с именитыми баховедами
стало ещё одним из достоинств конференции и фестиваля в целом.
Однако наиболее значимой и объёмной его страницей всё же
оставалась музыкальная, ведь именно музыка стала главным связующим звеном между
немецкими и российскими исполнителями. Как сказал мэр города Эссена, доктор
Вольфганг Райнигер, «важно то, что фестиваль дал возможность встретиться людям,
которые говорят на разных языках, но вместе творят музыку». А слушатели могли в
этом убедиться, поскольку почти все хоровые и оркестровые произведения
исполнялись смешанным составом. В него входили: Кеттвигский ансамбль
им. И. С. Баха, хор студентов ННГК
им. М. И. Глинки, музыканты Эссенского филармонического
оркестра, муниципальный камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода», а также
инструменталисты и вокалисты обеих стран.
Программы концертов были насыщены самыми разными жанрами. Это и
сольные произведения (хоральные прелюдии, Пассакалья c-moll, Итальянский
концерт), и ансамблевые (соната для скрипки и клавесина №3 E-dur, Соната для
2-х флейт, виолончели и фортепиано G-dur), оркестровые (Бранденбургский концерт
№3, Двойной концерт для клавира с оркестром №2, Оркестровая сюита D-dur),
вокально-хоровые (Magnifikat, «Кофейная кантата», арии из кантаты №21 и
«Страстей по Матфею»). И, конечно же, в каждом концерте, изобилующим прекрасной
музыкой, были такие вершины исполнения, о которых нельзя не сказать.
В первую очередь, это блестящее выступление нижегородских
музыкантов, лауреатов различных конкурсов Руслана Разгуляева, Натальи Гринес
(фортепиано) и камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» под управлением
Евгения Кириллова.
Стройность, цельность, ясность мысли, а главное необыкновенный
энергетический посыл, с которым ими был исполнен двойной концерт для фортепиано
с оркестром, богатый тембровый диалог двух роялей приоткрывали иные сущности
бытия, погружая в тихое созерцание. Порадовало редкое по слаженности и
органичности звучание ансамбля.
Необыкновенно светлым и одухотворённым было исполнение Четырёх
хоралов хором студентов консерватории под управлением доцента Бориса Маркуса. А
фрагменты «Кофейной кантаты», разыгранные студентами Юлией Авериной (сопрано),
Василием Архиповым (тенор) и Игорем Прониным (баритон), внесли чудесную
непосредственность и яркую ироничную нотку в общее звучание фестиваля.
Отдельную графу занимал сольный органный концерт заслуженного
артиста России, профессора Московской государственной консерватории
им. П. И. Чайковского Алексея Паршина. Прозвучали
12 органных хоральных прелюдий, пассакалия g-moll, Прелюдия и фуга c-moll
и другие произведения. Крупными мазками создавая поистине фресковое полотно,
подобное монументальному храму, музыкант очень изобретательно пользовался
красочными возможностями инструмента. А потому возникало ощущение, что цельный
образ каждого произведения поворачивался всякий раз иными гранями.
Перечисление ярких страниц фестиваля не может быть полным без
центрального события, которого все ждали с нетерпением, поскольку для Нижнего
Новгорода оно стало действительно уникальным. Речь идёт о нижегородской
премьере одного из сложнейших и редко исполняемых крупных сочинений И. С. Баха
– «Страстей по Иоанну», которое не только объединило музыкантов двух стран, но
и, судя по огромному количеству слушателей, привлекло в Концертный зал почти
всех интересующихся музыкой жителей города. Такого в стенах Нижегородской
консерватории не случалось, пожалуй, со времени мастер-классов
М. Л. Ростроповича. Слушателями были заняты не только все кресла,
подоконники, боковые проходы – люди толпились в открытых дверях и даже стояли в
фойе. Подобное событие нельзя было пропустить.
«Страсти по Иоанну» – произведение непростое для восприятия, хотя
бы в связи с тем, что длится оно почти два часа. А потому очень ценной
оказалась забота организаторов фестиваля о слушателях. Перед началом концерта
желающим раздавали буклеты с русским переводом текстов, специально выполненным
для этого события московским Обществом изучения истории лютеранской музыки.
Кроме того, инициатор и куратор фестиваля Дитер Шермайер (к слову сказать –
бывший священник) рассказал со сцены о главной сути Евангелия от Иоанна,
которая повлияла на композицию произведения и музыкальную характеристику
основных действующих лиц: «Несмотря на то, что в оратории говорится об
осуждении и распятии Иисуса, в ней нет тяжести страдания. Музыка полна
лучезарности, ведь Христос предстаёт перед нами не мучеником, а Победителем». И
это было очень отчетливо выражено в исполнении немецких солистов: Севастьяна
Блута (партия Иисуса) и Йенса Хаманна (партия Понтия Пилата), обладающих к тому
же прекрасными голосами. Маркус Ульманн (ученик Фишера-Дискау) придал произведению
театральную выразительность.
Огромная работа была проделана и оркестром, включающим музыкантов
Эссенского филармонического оркестра и камерный оркестр «Солисты Нижнего
Новгорода». Но больше всего аплодисментов хочется подарить дирижёру Вольфгангу
Клезенеру, который, благодаря своему музыкальному и, по-видимому, человеческому
таланту, смог объединить столь пёстрый разноязычный состав музыкантов и
вдохнуть своё ощущение этой гениальной музыки в каждого из них.
С последними звуками мессы в едином порыве зал встал. Фестиваль
закончился. Закончился мощным аккордом, обертоны которого ещё долго будут
звучать в таких когда-то отдалённых друг от друга географических точках, как Эссен и Нижний
Новгород. Объединив людей разных возрастов, сфер искусства и языковой
принадлежности, он, благодаря творчеству одного величайшего музыканта, подарил
огромному числу людей вдохновение, гармонию и молитву.
арт-журналист II курса ФДО
ННГК
Ольга Капустян
|