на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Беседа в Сети: Владимир Дудин

Интернет невероятно расширил наши коммуникационные возможности, благодаря чему мы можем общаться «в прямом эфире» с людьми из разных уголков мира. Мой сетевой собеседник – музыковед, участник научных конференций и, одновременно с этим, один из ведущих петербургских оперных критиков Владимир Дудин. Десять лет назад Владимир окончил Нижегородскую консерваторию как музыковед под руководством профессора Т.Н.Левой. Сегодня рецензии В.Дудина печатаются в ведущих санкт-петербургских изданиях, а до недавнего времени он вел авторскую программу на телевидении, посвященную современной музыке. 

 

- Вы окончили нижегородскую консерваторию 10 лет назад, и за эти годы наша общая alma mater не могла не измениться. Какой вы помните "ту" консерваторию?

- Консерваторский период я считаю самым светлым и ярким периодом жизни. Главная тому причина – перемена места. Нижний Новгород после довольно тесного Кирова стал для меня первым «столичным» городом другого масштаба, в котором произошел приток новых сил и ощущений. Кроме того, после теплого родительского дома у меня начался период активного взросления, который, боюсь, продолжается до сих пор. Поэтому фактически все, что происходило со мной в консерватории, сегодня мне кажется очень значительным и интересным. Много талантливых педагогов с красивой речью («нижегородский период» окончательно исправил мой вятский акцент), с новой информацией делали свое дело. Кроме того, мощным потоком в мою жизнь влилось огромное количество новых друзей – ровесников и людей более старшего поколения.

 

- Как, в Вашем представлении, соотносятся понятия "музыкальная журналистика" и "музыкальная критика"? Если они различны, то в чем?

- Если чуть предварить прямой ответ, то надо сказать, что оба явления испытывают сегодня кризис. Музыкальная критика медленно вымирает, вытесняемая жанром рекламного анонса. В Москве она еще хотя бы количественно удерживается, а в Петербурге ее почти не осталось, если говорить о массмедиа, о неспециализированных изданиях. Остается так называемая «музыкальная журналистика», которая зачастую не отличается от журналистики как таковой. Если впрямую к ответу, то задача музыкальной журналистики – охватить случившиеся факты и по возможности поставить их в правильный причинно-следственный ряд. Критика этот ряд будет, смакуя, анализировать. То есть, где рефлексия – там критика. А где «пулеметные» факты – там журналистика.

 

- Существует мнение, что "критикой можно убить". Вы не боитесь подобного результата своей деятельности?

- Не боюсь, хотя регулярно пишу «с оглядкой» – все мы живем рядом. Знаю случай, когда человек ушел из «большой критики», чтобы перестать доставлять своей деятельностью неприятности людям. Считается, что никто не хочет, чтобы было плохо – имеются в виду, прежде всего, артисты, чью работу мы оцениваем. Поэтому я стараюсь во всем увидеть что-то конструктивное и позитивное, и по возможности щедро оправдать. За редким исключением, с которым все-таки по жизни приходится сталкиваться не так часто. Кстати, на хорошее исполнение труднее писать длинную рецензию, чем устраивать разнос. Но, к счастью, при всей сложившейся ситуации, когда кажется, что слово печатное перестало играть прежнюю роль и оказывать прежнее значение на умы, слово все-таки еще читают, и все-таки, хотя бы в частном порядке, на него реагируют. О своем слове могу сказать, что оно могло бы при моем желании и убить – свидетельством чему реакция тех, о ком писал и, в особенности, говорил в частном порядке.

 

- Как по-Вашему, нужно ли музыканту, занимающемуся журналисткой деятельностью в своей профессиональной сфере, получать еще и образование журналиста? Или достаточно обладать неплохим литературным словом?

- Литературного слова недостаточно – нужен талант видеть и слышать явление. Общее журналистское образование необязательно – оно дает лишь общий инструментарий, а в музыкальной культуре чаще всего приходится иметь дело с исключительными случаями. Поэтому для арт-критика важно специальное образование.

 

- В связи с этим, можно ли научиться красиво и интересно писать?

- Можно, только для этого в пишущем все-таки должен быть заложен дар литератора. Иначе туфелька может рано или поздно слететь. Можно, увы, писать об интересном некрасиво, неинтересно. А если Вы читаете, и Вам кажется, что читать интересно, значит это написано красиво.

 

- Сфера Ваших интересов, в основном, касается театра. С чем это связано?

- С увлечением консерваторской поры – любил бывать в оперном театре хотя бы иногда, нравилось различать индивидуальности певцов, ходить на имена, наблюдать за развитием солистов. Но превращение в оперного критика для меня произошло как-то внезапно. Просто я стал замечать, что слишком много пишу про оперу. Но это выигрышный вид искусства для критика – это самое масс-медийное искусство, поскольку связано с визуальностью.

 

- По какому пути, на Ваш взгляд, сейчас развивается музыкальная журналистика в России?

- О пути говорить сложно. Все будет зависеть от поставляемых информационных поводов и финансовых условий, в которых окажутся газеты, журналы и прочие СМИ – а вместе с ними журналисты и критики.

 

- Что бы Вы могли пожелать молодым арт-журналистам нижегородской консерватории?

- Любите музыку – по-настоящему любите. И музыкантов тоже любите – они занимаются своим делом из лучших побуждений.

 

 

Виртуально беседовала

арт-журналист I курса ФДО ННГК

Мария Агарина

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт