Интернет невероятно расширил наши коммуникационные
возможности, благодаря чему мы можем общаться «в прямом эфире» с людьми из
разных уголков мира. Мой сетевой собеседник – музыковед, участник научных
конференций и, одновременно с этим, один из ведущих петербургских оперных
критиков Владимир Дудин. Десять лет назад Владимир окончил Нижегородскую
консерваторию как музыковед под руководством профессора Т.Н.Левой. Сегодня
рецензии В.Дудина печатаются в ведущих санкт-петербургских изданиях, а до
недавнего времени он вел авторскую программу на телевидении, посвященную
современной музыке.
- Вы окончили нижегородскую консерваторию 10
лет назад, и за эти годы наша общая alma mater не могла не измениться. Какой вы
помните "ту" консерваторию?
- Консерваторский период я считаю самым светлым и ярким периодом
жизни. Главная тому причина – перемена места. Нижний Новгород после довольно
тесного Кирова стал для меня первым «столичным» городом другого масштаба, в
котором произошел приток новых сил и ощущений. Кроме того, после теплого
родительского дома у меня начался период активного взросления, который, боюсь,
продолжается до сих пор. Поэтому фактически все, что происходило со мной в
консерватории, сегодня мне кажется очень значительным и интересным. Много
талантливых педагогов с красивой речью («нижегородский период» окончательно
исправил мой вятский акцент), с новой информацией делали свое дело. Кроме того,
мощным потоком в мою жизнь влилось огромное количество новых друзей –
ровесников и людей более старшего поколения.
-
Как, в Вашем представлении, соотносятся понятия "музыкальная
журналистика" и "музыкальная критика"? Если они различны, то в
чем?
- Если чуть предварить прямой ответ, то надо сказать, что оба явления
испытывают сегодня кризис. Музыкальная критика медленно вымирает, вытесняемая
жанром рекламного анонса. В Москве она еще хотя бы количественно удерживается,
а в Петербурге ее почти не осталось, если говорить о массмедиа, о
неспециализированных изданиях. Остается так называемая «музыкальная
журналистика», которая зачастую не отличается от журналистики как таковой. Если
впрямую к ответу, то задача музыкальной журналистики – охватить случившиеся
факты и по возможности поставить их в правильный причинно-следственный ряд.
Критика этот ряд будет, смакуя, анализировать. То есть, где рефлексия – там
критика. А где «пулеметные» факты – там журналистика.
- Существует мнение, что "критикой
можно убить". Вы не боитесь подобного результата своей деятельности?
- Не боюсь, хотя регулярно пишу «с оглядкой» – все мы живем рядом.
Знаю случай, когда человек ушел из «большой критики», чтобы перестать
доставлять своей деятельностью неприятности людям. Считается, что никто не
хочет, чтобы было плохо – имеются в виду, прежде всего, артисты, чью работу мы
оцениваем. Поэтому я стараюсь во всем увидеть что-то конструктивное и
позитивное, и по возможности щедро оправдать. За редким исключением, с которым
все-таки по жизни приходится сталкиваться не так часто. Кстати, на хорошее
исполнение труднее писать длинную рецензию, чем устраивать разнос. Но, к
счастью, при всей сложившейся ситуации, когда кажется, что слово печатное
перестало играть прежнюю роль и оказывать прежнее значение на умы, слово
все-таки еще читают, и все-таки, хотя бы в частном порядке, на него реагируют.
О своем слове могу сказать, что оно могло бы при моем желании и убить – свидетельством
чему реакция тех, о ком писал и, в особенности, говорил в частном порядке.
- Как по-Вашему, нужно ли музыканту,
занимающемуся журналисткой деятельностью в своей профессиональной сфере,
получать еще и образование журналиста? Или достаточно обладать неплохим
литературным словом?
- Литературного слова недостаточно – нужен талант видеть и слышать
явление. Общее журналистское образование необязательно – оно дает лишь общий
инструментарий, а в музыкальной культуре чаще всего приходится иметь дело с
исключительными случаями. Поэтому для арт-критика важно
специальное образование.
- В связи с этим, можно ли научиться красиво
и интересно писать?
- Можно, только для этого в пишущем все-таки должен быть заложен
дар литератора. Иначе туфелька может рано или поздно слететь. Можно, увы,
писать об интересном некрасиво, неинтересно. А если Вы читаете, и Вам кажется,
что читать интересно, значит это написано красиво.
-
Сфера Ваших интересов, в основном, касается театра. С чем это связано?
- С увлечением консерваторской поры – любил бывать в оперном
театре хотя бы иногда, нравилось различать индивидуальности певцов, ходить на
имена, наблюдать за развитием солистов. Но превращение в оперного критика для
меня произошло как-то внезапно. Просто я стал замечать, что слишком много пишу
про оперу. Но это выигрышный вид искусства для критика – это самое
масс-медийное искусство, поскольку связано с визуальностью.
- По какому пути, на Ваш взгляд, сейчас
развивается музыкальная журналистика в России?
- О пути говорить сложно. Все будет зависеть от поставляемых
информационных поводов и финансовых условий, в которых окажутся газеты, журналы
и прочие СМИ – а вместе с ними журналисты и критики.
- Что бы Вы могли пожелать молодым
арт-журналистам нижегородской консерватории?
- Любите музыку – по-настоящему любите. И музыкантов тоже любите
– они занимаются своим делом из лучших побуждений.
Виртуально беседовала
арт-журналист I курса ФДО ННГК
Мария Агарина
|