Старейший кинотеатр
Нижнего – киноцентр «Рекорд» – заведение, без преувеличений, уникальное. В
известном всему городу здании с колоннами на углу улиц Алексеевской и Пискунова
еще в 1910 году размещался первый в Нижнем Новгороде синематограф «Бразильский»,
созданный купцом Павлом Сметаниным. Нынешнее имя
кинотеатр обрел в 1938 году, и будущей осенью готовится отпраздновать 70-летний
юбилей. Хотя в 1996 году здание киноцентра было признано памятником истории и
передано в собственность областных властей, именно в годы перехода к
капитализму на долю «Рекорда» выпали наибольшие испытания.
«Рекорд» всегда
отличался от других кинотеатров города оригинальным репертуаром, стремлением
познакомить нижегородцев с шедеврами элитарного кино, делая акцент на
отечественную кинопродукцию. Где еще можно было
увидеть широкоэкранную ретроспективу фильмов Тарковского или Сокурова? Такая
политика, четко выраженная в лозунге «Из всех кино для нас важнейшим является
искусство», гордо встречавшем посетителей киноцентра, явно противоречила коммерциализации всех остальных нижегородских
кинозалов. Отсутствие государственного финансирования немедленно сказалось на
внешнем облике и внутреннем состоянии здания, и привело его закрытию пожарной
службой в апреле 2004 года. Горькая ирония этого факта состояла в том, что опечатан кинотеатр был во время
демонстрации «Страстей по Андрею» Тарковского, и к тому же в день открытия в
Лос-Анджелесе Международного фестиваля российского кино. В то время как американский
кинозритель открывал для себя мир русского кинематографа, для нижегородцев этот
самый мир закрывали.
С возобновлением работы
в 2005 году в истории киноцентра начался, без преувеличения, новый, гораздо
более светлый этап. Глава «Облкиновидеообъединения»
Павел Милославский сформировал в «Рекорде» новую молодую команду, главной
задачей которой стало возрождение любимого горожанами кинозала. И ситуацию
удалось в корне изменить. На наших глазах киноцентр ожил и восстал из забвения.
Сегодня «Рекорд» - это современный культурный центр: одна из постоянных
площадок джазовых и роковых концертов, вечеров академической и современной
музыки, и даже выставочный зал. Конечно, не забыт и основной вид деятельности –
кино. По прежнему фильмы в «Рекорде» составляют важную прослойку элитарного
видео, которая призвана не развлекать, но и просвещать зрителей, заставлять
задумываться о важном.
Город смог убедиться в
первых, но уже немалых успехах новой команды, но «бой за киноцентр» еще идет.
Чем киноцентр теперь стал для города, и что ожидает в будущем – останется ли он
центром элитарной культуры, каким был раньше, или выйдет на принципиально новый
уровень и новую публику? Чтобы разобраться в этом вопросе, мы встретились с
арт-директором «Рекорда» Ольгой Шайдуллиной:
- С тех пор как Вы стали
арт-директором, многое изменилось в репертуарном плане, стало больше
разнообразных концертов и других мероприятий. Как это удалось?
- Это далеко не только
моя заслуга. За два года у нас появилась команда, которая помогает осуществлять
то, что задумано. А музыкальные (и не только музыкальные) проекты появились
оттого, что киноцентр обладает ресурсами, которые ранее не были использованы.
По поводу 70-летия у нас в ноябре будут торжества, и думаю, что в связи с этим
можно будет еще больше разнообразить репертуарный план. Но и сегодня у нас
очень много всего представлено: от выставок – до перфомансов
и театра пластики. Появилась рок-сцена, появились и постоянные партнеры,
например, в лице Евгения Кондакова, который
поставляет качественный звук, что не просто в наших акустических условиях. К
приезду из Японии театра пластики мы буквально за ночь построили в кинозале
сцену. Это действительно было перфоманс! Теперь мы
можем принимать небольшие современные театральные проекты. Выставочное
пространство – тоже есть.
Сегодня мы очень дружны с Международным
институтом им. Гете, дружны с Государственным Центром Современного Искусства
(ГЦСИ), а, кроме того, часто устраиваем «дни культуры» разных стран. Сейчас
идут дни культуры Венгрии, будут дни Чехии, дни Швеции. Вообще Павел
Милославский зарекомендовал себя неким проводником в Нижний идей различных
стран. И все более-менее активные носители этих идей попадают к нам через него.
При этом мы отличаемся
некоторой «безумностью» и иногда принимаем необычные проекты. Например, 4
апреля у нас будет шоу барабанов – музыканты, которые профессионально
занимаются восточной музыкой и всеми видами современного искусства от пластики
до live-video и sound-art.
- Насколько легко
соглашаются на сотрудничество музыканты других стран?
- Все зависит от
масштаба коллектива и уровня его запросов. Не всегда мы можем удовлетворить
требования, которые предъявляет тот или иной исполнитель, хотя, естественно,
пытаемся идти на компромиссы.
- А бывает так, что
музыканты сами вас находят?
- Да, конечно. Что
касается нижегородских групп, к концу недели у меня на столе формируется
большая стопка дисков. Один раз я проснулась от звонка из города Ухты в пол-восьмого утра. Думала это розыгрыш, а потом оказалось,
что действительно ребята оттуда просились в Нижний Новгород играть именно в
нашем киноцентре.
- У киноцентра есть
музыкальные предпочтения: джаз – рок – академическая музыка?
- Наш приоритет –
качество. Если мы чувствуем, что проект качественный, если он оригинален и
интересен – это наш проект. Посетитель киноцентра всегда почувствует это
качество. Мы не хотим вставать в ряд заведений, которые не несут в себе
уникальности. И, конечно, многое зависит от масштабов проекта.
- В чем особенности
организации столь разных культурных событий?
- Есть проекты, которые
заранее считаются продаваемыми, но слово «продаваемые» стало актуальным для
«Рекорда» пол года назад. Вначале собрать публику на художественные
произведения высокого класса было очень трудно, а до прихода Павла
Милославского речь шла и о том, что в здании киноцентра будет и казино, и
ресторан, и всё что угодно… Это понятно – расположение в самом центре города,
около площади Минина. Здание мы отстояли, и сейчас пытаемся отстоять статус
культурного центра, тем более, что не так много площадок в Нижнем может
похвастать такой разносторонней деятельностью.
У киноцентра
сформировался имидж, сформировались и некоторые принципы продвижения
мероприятий. Например, мы не используем агрессивную рекламную политику. Если мы
начинали с того, что расклеивали афиши кустарным методом, то сейчас мы уже
можем «собрать зал» буквально с одного баннера и тысячи флаеров.
Но для этого потребовалось два года и буквально бешеные усилия.
- Есть ли музыкальные
коллективы, с которыми вы сотрудничаете постоянно?
- Раз в полгода
обязательно привозим Александра Виницкого – это
джазовый гитарист-виртуоз и композитор, с которым у нас очень теплые отношения.
Часто бывает у нас Сергей Летов – в прошлом году
целых три раза с разными проектами, в основном «Немое кино – Живая музыка» и
проект «Сакс-мафия». Выступает у нас Алексей Борисов – электронщик, безумно
талантливый, и при этом, скромный, добрый, душевный человек.
Бывают и проходные
моменты, но негатива не остается. Бывает, что не получилось контакта или еще
что-то. Со своей стороны могу сказать, что не терплю халтуры: если человек
приезжает и халтурит на сцене – это самое обидное. Наверное, не все гости
знают, что в зале есть человек с консерваторским образованием, и определенным
взглядом на музыку.
- Каковы планы и перспективы
у киноцентра?
- Мы хотим
совершенствоваться, «обрастать» аппаратурой, приводить в порядок в плане
оформления рок-зал. Что касается культурных мероприятий, то мне бы хотелось
после ремонта в фойе продолжить вечера камерной музыки. В прошлом году я делала
цикл камерных концертов, на которых звучала квартетная музыка: «Музыка русского
двора XIX века», «Музыка кино» и «Звуки XXI века». Интересно, что
из трёх программ наибольшее количество зрителей пришло на «Звуки XXI века». В нашем город
немного площадок, где исполняется музыку XXI века. А здесь очень хорошая акустика, и
единственная сложность – такие концерты приходилось начинать в 21:00, потому
что мешал шум трамваев и машин. Надеюсь, что ремонт и новая звукоизоляция решат
эту проблему.
арт-журналист II курса ФДО ННГК
Александра Ширяева
|