на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  "ЖЕЛЕЗНЫЙ" ВЕК

26 ступеней из металла, ведущих на второй этаж нижегородского музея фотографии - это, конечно, совпадение, но весьма удачное. "26 элемент" - именно так называлась выставка известного питерского фотохудожника Евгения Мохорева. Нижний Новгород - третий по счету город (после Санкт-Петербурга и Нью-Йорка), в котором она проходила с 15 ноября по 3 декабря.

Экспозиция поместилась в одном небольшом зале. Все представленные в ней фотографии - черно-белые. Без названий. Обнаженное тело подростка, втиснутое в узкие рамки некой металлической конструкции - примерный сюжет одной из фотографий. Остальные работы - вариации на сходную тему.

Юные тела в необычных позах, соприкасающиеся с холодным металлом на фоне безлюдных лаконичных нагромождений (как выяснилось, в этой «роли» выступили конструкции полуразрушенных фортификационных укреплений Кронштадта) - непривычное для глаз сочетание. Кто-то наверняка сможет уловить элементы конструктивизма, просматривающихся в "сочетании разных по фактуре и предназначению материалов". Чего уж там, человеческое тело и железо - "материалы", весьма различные по своей природе и предназначению. Кстати, железо, оно же ferrum, согласно периодической системе Менделеева, - 26 элемент. Скорее всего, этим и объясняется столь необычное название выставки (а вовсе не аналогией с "5 элементом" Люка Бессона, которая может посетить наше сознание).

Что-то отталкивающее и одновременно притягательное ощущается в этих работах. Отталкивающее - не потому что юные тела не обременены одеждой. Вовсе нет. Скорее всего, секрет в контрасте "материала", о котором уже упоминалось. Жесткость, холод полуфантастических конструкций из темного металла с одной стороны - и трепет, хрупкость, беззащитность и одновременно сила, гибкость светлых юных тел - с другой, - все это и вызывало у меня весьма противоречивые чувства.

Беспокойство и умиротворение одновременно. Беспокойство - от ощущения почти на физическом уровне неудобства их поз, и от наготы, но не телесной - внутренней, словно выставленной во всей своей беззащитности. Умиротворение - от света, чистоты, гибкости этих юных форм; от наблюдения за тем, с какой естественностью они вливаются в холодную железную данность; от ощущения тишины, пронизывающего фотографии.

Вспомнились фантастические пейзажи в "Сталкере" Стругацких: зона... Только, чтобы попасть в подобную "зону", нам достаточно выйти во двор - не правда ли, в лабиринте серых «высоток», среди грязного снега, в холоде равнодушных взглядов, в эпицентре всеобщей эпидемии безразличия мы ощущаем себя не менее "комфортно", чем эти хрупкие подростки? Один известный актер как-то сказал, что нам приходиться жить в век цинизма, холода и равнодушия. И век этот метафорически оборачивается в работах Евгения Мохорева веком "железа". Каждый из нас по-своему реагирует на его навязчивые условия. Кто-то пытается найти компромисс с собой и окружающим миром, кто-то прячется среди своих мыслей, но и там не всегда находит покой, кто-то придумывает для себя кучу "неотложных" дел и стремлений, не давая себе ни на минуту остановиться - лишь бы не ощутить пустоту и бессмысленность такого существования...

И все же - на фотографиях - даже противоположные материи пытаются создать гармоничное целое. Единство и борьба… Кто знает, может быть только так может родиться что-то более совершенное.

арт-журналист I курса ФДО ННГК

Светлана Борина

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт