26 ступеней из металла,
ведущих на второй этаж нижегородского музея фотографии - это, конечно,
совпадение, но весьма удачное. "26 элемент" - именно так
называлась выставка известного питерского фотохудожника Евгения Мохорева.
Нижний Новгород - третий по счету город (после Санкт-Петербурга и Нью-Йорка), в
котором она проходила с 15 ноября по 3 декабря.
Экспозиция поместилась
в одном небольшом зале. Все представленные в ней фотографии -
черно-белые. Без названий. Обнаженное тело подростка, втиснутое в узкие рамки
некой металлической конструкции - примерный сюжет одной из фотографий.
Остальные работы - вариации на сходную тему.
Юные тела в необычных позах, соприкасающиеся с
холодным металлом на фоне безлюдных лаконичных нагромождений (как выяснилось, в
этой «роли» выступили конструкции полуразрушенных фортификационных укреплений
Кронштадта) - непривычное для глаз сочетание. Кто-то наверняка сможет
уловить элементы конструктивизма, просматривающихся в "сочетании разных по
фактуре и предназначению материалов". Чего уж там, человеческое тело и
железо - "материалы", весьма различные по своей природе и
предназначению. Кстати, железо, оно же ferrum, согласно периодической системе
Менделеева, - 26 элемент. Скорее всего, этим и объясняется столь необычное название
выставки (а вовсе не аналогией с "5 элементом" Люка Бессона, которая
может посетить наше сознание).
Что-то отталкивающее и одновременно притягательное ощущается в
этих работах. Отталкивающее - не потому что юные тела не обременены одеждой.
Вовсе нет. Скорее всего, секрет в контрасте "материала", о котором
уже упоминалось. Жесткость, холод полуфантастических конструкций из темного
металла с одной стороны - и трепет, хрупкость, беззащитность и одновременно
сила, гибкость светлых юных тел - с другой, - все это и вызывало у меня весьма противоречивые
чувства.
Беспокойство и умиротворение одновременно. Беспокойство
- от ощущения почти на физическом уровне неудобства их поз, и от наготы, но не
телесной - внутренней, словно выставленной во всей своей беззащитности. Умиротворение
- от света, чистоты, гибкости этих юных форм; от наблюдения за тем, с какой
естественностью они вливаются в холодную железную данность; от ощущения тишины,
пронизывающего фотографии.
Вспомнились фантастические пейзажи в "Сталкере"
Стругацких: зона... Только, чтобы попасть в подобную "зону", нам
достаточно выйти во двор - не правда ли, в лабиринте серых «высоток», среди
грязного снега, в холоде равнодушных взглядов, в эпицентре всеобщей эпидемии
безразличия мы ощущаем себя не менее "комфортно", чем эти хрупкие
подростки? Один известный актер как-то сказал, что нам приходиться жить в век
цинизма, холода и равнодушия. И век этот метафорически оборачивается в работах
Евгения Мохорева веком "железа". Каждый из нас по-своему реагирует на
его навязчивые условия. Кто-то пытается найти компромисс с собой и окружающим
миром, кто-то прячется среди своих мыслей, но и там не всегда находит покой,
кто-то придумывает для себя кучу "неотложных" дел и стремлений, не
давая себе ни на минуту остановиться - лишь бы не ощутить пустоту и бессмысленность
такого существования...
И все же - на фотографиях - даже противоположные материи пытаются
создать гармоничное целое. Единство и борьба… Кто знает, может быть только так
может родиться что-то более совершенное.
арт-журналист I
курса ФДО ННГК
Светлана Борина
|