Душа… Она хранит в своих
непостижимых глубинах все то изначально доброе, что вложил в человека Бог. Душа
может до времени спать и не ведать, что мир вокруг гораздо прекраснее и
сложнее, чем видится на поверхности. Разбудить же душу способны многие искусства,
среди которых и Музыка. Нет, не та музыка, что зовет лишь к развлечению, но
Музыка, говорящая о вечном во все времена одинаково истинно и прекрасно.
Казалось бы, в настоящее время немногие способны заслушиваться
ею, не все даже понимают древний язык духовного стиха или глубинный смысл
русской былины, а уж о музыке богослужебной и говорить не приходится. Но,
пройдя сквозь века, сохранилось в русском человеке стремление к своим корням,
желание утолить душевный голод не только легкой музыкой, но и познать, вспомнить,
пережить состояние духовной чистоты и внутреннего света через музыку старинную,
кажущуюся нам теперь даже экзотической. Не отсюда ли и всевозможные фолк- и
этно-течения, многочисленные фестивали народной музыки? Ведь народная (и
особенно русская народная) музыка обладает животворной силой, почерпнутой во
временах изначальных, когда человек живее ощущал Божие присутствие во всем
окружающем его мире, а смыслом своей жизни видел приближение к Богу. Ищущим
такой пищи для души, по счастью, есть и теперь куда обратить свой взор.
Известный еще с библейских времен музыкальный инструмент ГУСЛИ, и в наше,
насыщенное бьющим наповал ритмом, время способен увлечь, заставить проснуться
дремлющие в глубине души ее лучшие свойства.
Современным певцом-сказителем можно назвать
ставшего уже знаменитым петербургского гусляра, звонаря и певца Егора
Стрельникова. Именно гусли, которые Егор услышал в 80-е годы, заехав
после службы в армии в Петербург, заставили его коренным образом изменить свое
творчество и из гитариста академического направления превратиться в гусляра.
Этому способствовали и впечатления Егора от звучания подлинных гуслей,
найденных в Великом Новгороде и отреставрированных мастером Владимиром
Поветкиным. С того времени вся жизнь Егора потекла иначе. Главными духовными
ценностями для него стали истины православной веры, которой проникнута древняя
русская культура. Тонкое, особо проникновенное звучание гуслей, глубокий смысл
духовных стихов и былин отозвались в его душе желанием посвятить себя искусству
глубоко нравственному, очищающему сердце и просвещающему ум. Таким, зачастую
безвозмездным, служением Егор не только покоряет сердца слушателей, но и
заставляет задуматься над истинными ценностями культуры прошлых веков, а также
выполняет духовно-просветительскую работу. Исполняемые им песни, духовные
стихи, былины настолько живо отзываются в душах слушающих, что сомнения в
востребованности и жизнеспособности музыкальной традиции прошлого не возникает.
Егор, как истинно
талантливый человек, постоянно ищет пути для углубления своих знаний и развития
мастерства. Гусли в его руках временами сменяются колесной лирой, и вот – перед
нами уже исполнитель народных украинских, русских песен. По-видимому, и этот
инструмент попал в поле зрения мастера не случайно. Сам Егор так говорит об
этом:
- Колесная лира на Западе была
известна с VIII века. Ее родина – французская Бретань. И даже сегодня лучший
лирник живет в Бретани. Но, как ни странно, лира получила распространение и на
Руси. При Иоанне Грозном существовала даже школа лирников. Ее отличие от
западной, где этот инструмент являлся исключительно народным, было в том, что
лирник на Руси должен был за время обучения пройти определенные ступени
духовного совершенствования.
У музыканта, особенно
изучающего этнические традиции, звучание гуслей невольно вызывает ассоциации со
звучанием, например, кельтской арфы. А кельтика, как известно, сейчас особенно
популярна у музыкантов этно-направления. Однако, Егор Стрельников не просто
следует моде, выбрав экзотический инструмент. Он объясняет свою тягу к гуслям,
как к наилучшему сопровождению духовных в своей основе текстов:
-
Действительно, такое сходство звучания – это еще один из примеров
перекрещивания западно-европейской и славянской культур. Гусли имеют и
сходные с арфой приемы игры. Чем древнее культура, тем она универсальнее.
Не обделен Егор и талантом звонаря. Искусство колокольных звонов
сделало его не только дипломантом Всероссийского конкурса звонарей, но и
почетным гостем на звонницах разных храмов России – от Ярославля и Ростова
Великого до Москвы и Подмосковья. Егор показывал свое мастерство и на звонницах
Свято-Данилова монастыря, Троице-Сергиевой Лавры. В этом нелёгком мастерстве
Егор Стрельников постоянно совершенствуется, несмотря на то, что жизнь его
далека от оседлости. Уже многие годы музыкант активно участвует в фестивалях
духовной и традиционной музыки, редко появляясь в Петербурге. Однако, отдать
всю жизнь этому виду церковного искусства Егор не спешит.
- Я не могу стать звонарем, исполняющим
постоянное послушание при храме. Дело в том, что звон колоколов несколько
притупляет слух, что мешает последующей игре на гуслях. А гусли звучат более
тонко.
Но мы, слушатели, часто
распознаем в егоровых гусельных переборах имитации колокольного звона,
насыщающие звуковую палитру инструмента новыми красками.
Случилось так, что Егор попал в мастерскую
выдающегося фолк-музыканта Мити Кузнецова. Его легендарное владение
множеством народных инструментов, особо чуткая интерпретация народных напевов,
неповторимый талант композитора и аранжировщика известны и признаны всеми
профессиональными любителям фолка. Митя Кузнецов родился, живет и творит в
Рыбинске. Был участником многих международных фестивалей, много лет работал в
фолк-группе «Седьмая вода», создавал совместный фолк-проект с группой
«Разнотравие». Записал несколько сольных альбомов с народной музыкой и русскими
народными сказками. Сфера музыкального творчества Мити Кузнецова охватывает не
только на русскую, но и на всю мировую традиционную музыкальную культуру, о чем
говорит его постоянное сотрудничество с европейскими кинорежиссёрами. Им
записана и уже издана оригинальная музыка к документальным фильмам о культуре и
природе Америки, Китая, Шотландии. В лице Егора Стрельникова он нашел друга и
единомышленника и замечательно работает с ним в дуэте. Вместе музыканты
записали два альбома – «Яко по морю» и «Сила по силе».
С вопросом «почему же так глубоко трогающая душу,
старинная музыка в исполнении этих музыкантов не вышла на широкий путь массового
искусства», я обратилась к Егору и поняла, что для него не может быть иначе,
как служить своим искусством духовному пути в музыке.
-
Мне почти не приходилось играть на больших концертных сценах. Я выступаю по
просьбам друзей и знакомых в основном для православных слушателей. Знаю твердо,
что без молитвы ничего начинать нельзя и всегда выступаю по благословению
священника. Случается даже на православных свадьбах играть. Добиться
коммерческой выгоды я не пытаюсь.
Полноту личности Егора нельзя представить без
его верного друга и жены Натальи Пискуновой. Наташа наделена поэтическим
даром и стала автором песен, философское содержание которых перешагнуло рамки
бардовской традиции, и традиции духовной поэзии прошлого. Музыку к песням
сочиняет как сама Наташа, так и Егор. И уже не раз вместе они выступали дуэтом
на фестивалях «Серебряная псалтирь» в Дубне, на самарской «грушинке». В
следующем году семья Стрельниковых надеется принять участие в
Александро-Невском фестивале в Петербурге.
Любое истинное искусство
не остается без последователей: так и у Егора уже есть свои ученики. Музыкант
планирует выпустить в видео-варианте «Школу игры на гуслях», а также заново
записать в более стилистически достоверной аранжировке всеми любимые народные
песни, которые нередко они исполняются поп-ансамблями, утрачивая свои древние
корни. И дай Бог, чтобы в каждом, кто прикоснется к высоко нравственному
древнему искусству, появилось стремление к чистоте жизни и заново зазвучали,
быть может, спавшие доныне, живые струны души!
арт-журналист II
курса ФДО ННГК
Марина Витковская
(г.Санкт-Петербург)
|