Как известно, все новое – это хорошо забытое старое. Скажем,
в живописи: ранние черты абстракционизма встречаются уже в «работах» древних
людей задолго до нашей эры. Расписывали они себе пещеры и не догадывались, что
спустя много тысячелетий люди снова придут к этой технике. А как же влияние
времени, спросите вы? А индивидуальность художника?
Вы правы. Все в мире повторяется, но в ином
претворении. Художник будет искренним и современным, только если он честен со
временем, в котором живет, и со своей индивидуальностью. Только так. В
искусстве не получится обмануть.
В конце октября прошли выставки двух интересных
художников разного поколения, чьи работы Вы могли видеть в выставочном
комплексе. Они раскрывают нам две не похожие друг на друга фигуры. И творчество
каждой из них очень убедительно и искренне. Сравнивать не приходится: в этих
работах очень ярко себя проявляют «время» и «личность»…
Одна из выставок была посвящена 75-летию известного
художника Геннадия Гришина и включала 250 картин, созданных в последние годы! При
этом мастер сетовал, что представлена лишь меньшая часть его творений.
Другую выставку подготовила начинающая художница
Мария Крупнова. Маша учится на дизайнерском отделении факультета журналистики в
МГУ, сейчас она уже студентка V курса.
Обе выставки прошли в рамках программы «Смотрите,
кто идет!». Посетив их, Вы бы поразились, насколько контрастные художественные
решения предлагают авторы.
Вот одна
из картин, которая меня сильно заинтересовала. Это Чайковский. Художнику,
написавшему подобную картину явно свойственна широта и свобода кисти, художественная
уверенность. Не каждый рискнет написать самого Чайковского! Художник очень
тяготеет к монументальности. Картина написана почти в прямой рост. Чайковский
здесь представляется как выделяющийся из общей толпы человек, к которому
боишься подойти и поговорить вот так, просто и по-человечески. С другой стороны
Петр Ильич сидит на скамейке очень непринужденно и спокойно. Художник старался
подчеркнуть его радушие и обаяние, стремление быть ближе к русскому народу и
культуре, как в музыке Чайковского.
Автор работы - Геннадий Петрович Гришин, известный
нижегородский живописец, заслуженный художник РФ.
Г.ГРИШИН: Живописью
я занимаюсь всю жизнь. Начал я лет в 17, стал «баловаться» рисованием. Закончил
в свое время Академию Художеств в 62-м году. С тех пор при первой возможности
беру палитру, краски и работаю как могу, по мере сил своих. Художник я
реалистического миросозерцания. Мне выкрутасы не нужны, которые ни о чем не
говорят – ни уму, ни сердцу. Я традиционный художник. Традиции, которые нам
оставили в наследство наши великие художники для меня - святая святых. Я
считаю, что средства конца XIX века универсальны и могут передавать все.
Возьмите для примера любой вид искусства: музыку или литературу.
Известный искусствовед Ирина Маршева отмечает, что
«всем творениям Геннадия Петровича свойственна мажорная окраска, выраженная в
светонасыщенном колористическом строе картин. А портретные работы художника
отличаются особой пластичностью и детальностью. Художник старается показать
через картину внутренний мир человека».
Картины Геннадия Гришина отличаются глубоким
уважением к народным святыням, славным людям и героическим событиям. Художником
созданы монументальные портреты Александра Сергеевича Пушкина, Петра Ильича
Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова. Художник задумал также написать
портрет Михаила Ивановича Глинки и предложить нашей консерватории вывесить его
в одном из главных павильонов ВУЗа.
В течение своей долгой и плодотворной творческой
жизни Геннадий Петрович пережил войну, многие другие катастрофы, которые,
несомненно, повлияли на его творчество.
Г.ГРИШИН: Век живи - век учись. Я меняюсь, но не
кардинально. Набираюсь жизненного и профессионального опыта, но с годами уходит
страстный напор. Раньше я как одержимый набрасывался на краску, несколько раз
переписывал одно и тоже место. Сейчас прицелюсь - и за раз напишу.
Я военно-патриотическую тематику не забыл и не
изменяю ей. Хотя к ней остывает интерес, приелось. А сейчас у меня пробудился
интерес писать портреты наших Великих представителей культуры. Буду обязательно
писать Глинку. Рублева буду писать. Замыслов у меня полно, только пиши.
Мария Крупнова – молодая художница из Москвы.
Первая персональная выставка – это как шаг в ледяную воду – требует смелости и куража. Один шаг – и ты художник; перед тобой публика, жаждущая впечатлений.
Одна из
самых интересных ее картин – это «Розовое искушение» из серии «Слова и птицы».
Глядя на полотно можно подумать, что Мария – очень трепетный и ранимый человек,
который воспринимает окружающие события, пропуская через чуткий внутренний мир.
Что ее многие образы существуют как бы «на последнем издыхании». Вот подул
ветер – и больше ничего не осталось. Но в то же время из разговора с ней
становится понятно, что Мария – человек, человек с большой силой воли, и
жизненной целеустремленностью.
Станковые работы, 60 из которых представлены на выставке, демонстрируют не просто изобразительные возможности автора, но и стиль поведения, способ мышления, основанный на эмоциональном
восприятии мира.
М.КРУПНОВА: Такие темы как «любовь» и «музыка» - вечные! Они
дарят постоянное состояние волнения в лучших его смыслах. Это полет фантазии,
отсутствие здравого смысла. Это раскрепощение, но не всегда, кстати, счастье.
Это может быть боль. Но все равно она будет «светло выстраданной».
Насколько важны в искусстве жизненная позиция
человека, его мировосприятие, характер и опыт! Отсюда и такое разнообразие
художественных приемов. Нынешнее поколение - энергичное, амбициозное, изобретательное
- заметно отличается от прошлого, к которому принадлежит Геннадий Гришин.
Человек посвятил всю свою жизнь только живописи и достиг в этой области
поразительных результатов.
ГРИШИН: Я только пишу. Некоторые художники взяли графику,
пробуют себя в других видах. Я не хочу пробовать себя где-то. Краски и холст –
достаточно для любого художника, чтобы хорошо выразить себя, хорошо себя
показать. Зачем распыляться? Я не хочу распыляться на всякие другие виды
творчества. Мне этого не надо.
Машу Крупнову, напротив, привлекает все новое,
неизведанное. Первое, что мне пришло в голову, глядя на картины этой художницы,
что традиций для нее не существует. Но это ошибочное первое впечатление. Сама
Мария считает своими главными учителями, прежде всего, импрессионистов: Мане,
Ренуара и других великих художников. Это не удивительно. Для нее важен
чувственный реализм, не поддающийся какому-то рациональному осмыслению. Но Маша
не забывает и про художественные изобретения: в своей серии картин «Времена года»,
написанных гуашью, изящно и незаметно сочетает бумагу, кожу и даже скотч.
МАРИЯ: Я обожаю эксперименты. Меня привлекает все
новое. В школе говорили: «нельзя рисовать, чтобы оставалось белое на листе».
Теперь же у меня одно белое. Люблю акрил (он податливый), гуашь, но с ней нужен
тонкий баланс цвета и быстрота, чтобы не потерять оттенок. Люблю вставлять в
листы кожу, впускать туда трафарет. Графику тоже люблю. Выбор материалов
зависит от моего настроения.
Выбор тем и образов тоже ярко индивидуален. Скорее
всего, это зависит от биографии и жизненной позиции художников. Геннадий Гришин
– человек «старой закалки». Он был воспитан в жесткую советскую эпоху, видел
многие ужасы Второй Мировой; и конечно, его творчество не могло обойти стороной
идею Родины, любви к русской природе, к простодушному народу и выдающимся
деятелям России и Советского Союза.
ГРИШИН: Я патриот, по существу. Я люблю Нижний Новгород и
верю в него. Поэтому у меня много работ по Нижнему Новгороду. В первый раз я
сюда приехал в 50-м году. Посмотрел на Кремль, на полуразрушенные храмы, и
сказал: «я здесь буду жить». У меня были другие предложения. Я мог бы в Москву
уехать, а мне здесь дышится лучше. Здесь чудный ландшафт, особая стать, мощь!
Кремль –
наиболее характерная черта города. В Нижнем он очень выразителен – стоит на
фоне воды. Это все дает материал для света, для живописи».
Марию Крупнову не интересуют стороны жизни,
связанные с социальной, жизненно-актуальной сферой. Мы не найдем у нее картин,
изображающих величие городов, памятников. Картин, увековечивающих великих людей
и произведения искусства. Нет эпических, монументальных полотен. Но это не
значит, что Машу не волнуют подобные темы. Просто она тяготеет к типизации,
обобщенности: в обрисовке личности, состояния души, природы: таким, как осень,
грусть. Ей не интересны определенные люди, здания, события, а скорее она видит
мир в абстрактных, фантазийных образах,.
Однако в творчестве этих художников есть и сходные
черты. Оба они уделяют особое внимание человеку.
ГРИШИН: Для меня, прежде всего, симпатичен человек. И
ведь не для каждого художника так! Я Вам пример приведу. Обращается некто к
великому Валентину Серову: «Вы почему меня не пишете?». «Вы мне не симпатичны.
Не интересны. Что я Вас буду писать?!» И не стал писать человека. Поэтому
вопрос «нравится - не нравится» имеет значение.
Самая вершина мастерства – обнаженная женская модель. Если
Вы ее хорошо напишете, вы напишете все. Потому что женская натура – очень
сложная и по рисунку и живописи. Тут дело в опыте. А цвет – от Бога. Если
человек не одарен, вы ничего с ним не сделаете. А композиции можно научить.
Есть масса литературных пособий по этому. И в музыке также. В консерватории
учат же композиции. А вот мелодии, ее богатству, насыщенности – нет. Это от
Бога!
МАРИЯ: Женщина - это самое прекрасное на земле! Я не
шовинистка, просто мужчины во многом ей проигрывают: ничто не сравнится с
пластикой женского тела. Вот - источник вдохновения и радости! Нужно только
порадоваться, сколько в России красивых женщин!
Геннадий Гришин стремится показать человека каким
он есть. Стремится к яркой детализации образов. Главное, по его словам,
нарисовать человека еще более похожим, чем он есть в жизни.
Марию Крупнову привлекают исключительно женские
модели, причем в самых разнообразных проявлениях. Чаще всего доминирует образ
сильной женщины, например, оперной певицы в красном цвете. Интересно, видит ли
себя Мария в роли изображаемой модели?
МАРИЯ: Я считаю себя тем, кто я есть для каждого
человека. У любого моего друга сформирован какой-то образ меня, у всех разный.
Меня, безусловно, считают очень сильной - я это точно знаю; но сама я бы так не
говорила. О себе вообще тяжело говорить объективно. Стороннее наблюдение, -
причем, не близких людей - идеальный источник информации. Мои женщины - космические
красотки, которым все дано уже априори. Они ловят кайф от всего, что происходит
вокруг; вносят в жизнь простых мужчин дикое инопланетянство, без которого
скучно.
Также художников сближает любовь к ярких краскам,
насыщенности цвета. Может быть это связано с восприятием мира?
ГРИШИН: Конечно. Я так ощущаю мир. Это не потому, что я
захотел и взял красную краску. Нет. У меня и «чернота» есть. Но за счет темного
играют светлые тона. Это как посмотреть. Вот серый пейзаж: один нарисует серым,
а другой - ярким мазком. Для меня важен чистый цвет. Незамутненный. Чистый цвет
– это очень дорогое качество. Не всегда у меня это получается, настроение
бывает всякое.
МАРИЯ: Насчет оптимизма не знаю. Иногда все кажется
прекрасным, иногда страшным, как любому нормальному человеку. Но цвета у меня
сумасшедшие по насыщенности. Мне нравится делать такой красочный замес, который
бы выбивал из жизни серость, от которой тошнит. Я люблю нестандарт, и четко
поняла это в пять лет. Любить жизнь необходимо. У меня любовь через картины
вылазит.
Итак, мы немного познакомились с двумя личностями. Художниками,
которые чтят и не забывают прошлые традиции, но пользуются ими в разной мере и
в разном претворении. Можно ли сказать, что в выставочном комплексе произошел
конфликт двух поколений? Нет, наверное. Скорее - диалог. И не конфликтный, а
спокойный. Художники как бы неторопливо разговаривают, иногда замолкая и слушая
речь друг друга…
арт-журналист II
курса ФДО ННГК
Сергей Попов
|